ОГУЗО-ТУРКМЕНСКОЕ ПЛЕМЯ ГАРКЫН (КАРКЫН)


ГАРКЫНЫ, древнее огузо-туркменское племя, время образования которого уходит в скифско-массагетскую среду. Согласно огузо-туркменской традиции, Гаркын — сын Юлдузхана и внук Огуз-хана.

Гаркыны входили в состав правого крыла огузской конфедерации. Невероятная подвижность гаркынов раздробила и разбросала их по всему Востоку. Они известны на Алтае, в Крыму, в Малой Азии и в Туркменистане. Средневековыми авторами это имя (гаркын) переводится как «имеющий много пищи и утоляющий голод народа». На севере Туркменистана живут туркмены-гаркыны.

Название «гаркын» старое, оно встречается еще в списках огузских племен в трудах Махмуда Кашгари и Рашид ад-дина. Этимология слова «гаркын» пока не выяснена. Гаркыны принимали активное участие во всех политических союзах огузов. В течение последних веков они мало известны как самостоятельное племя, так как входили в состав различных туркменских и тюркских этнических групп, причем большая часть оказалась в составе эрсаринцев и алили. По словам информаторов, гаркыны переселились в районы Амударьи совместно с эрсаринцами в начале XVIII в.

Вместе с эрсары они жили на Мангышлаке и в Хорезме. Оттуда компактная группа гаркынов переселились в местность Ходжашалар (Афганистан). Позднее гаркыны стали небольшими группами расселяться по всему левобережью Амударьи. Больше, чем другие туркмены среднего течения Амударьи, они близки к эрсары, составляя здесь их подразделение.

Несмотря на разрозненность и малочисленность, гаркыны долгое время сохраняли некоторые кочевые традиции и пережитки военной демократии. В прошлом за ними утвердилась слава воинственных и гордых людей. Их называли «гаркыны, не расстающиеся с саблей» (gylyglyja garkyn).

Гаркыны поддерживали родственные связи с элечами, а иногда и с сакарами. Согласно этнографическим данным, гаркыны, живущие в Афганистане, составляют самостоятельную от эрсаринцев многочисленную племенную группу, есть различия в их быте и говоре. В данное время основная группа гаркынов проживает в Саяте и, отчасти, в селе Чохпатта Халачского этрапа.

А.Овезов, туркменский историк

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ