ОГУЗО-ТУРКМЕНСКОЕ ПЛЕМЯ ГАРКЫН (КАРКЫН)
ГАРКЫНЫ, древнее огузо-туркменское племя, время
образования которого уходит в скифско-массагетскую среду. Согласно
огузо-туркменской традиции, Гаркын — сын Юлдузхана и внук Огуз-хана.
Гаркыны входили в состав правого крыла огузской
конфедерации. Невероятная подвижность гаркынов раздробила и разбросала их по
всему Востоку. Они известны на Алтае, в Крыму, в Малой Азии и в Туркменистане.
Средневековыми авторами это имя (гаркын) переводится как «имеющий много пищи и
утоляющий голод народа». На севере Туркменистана живут туркмены-гаркыны.
Название «гаркын» старое, оно встречается еще в
списках огузских племен в трудах Махмуда Кашгари и Рашид ад-дина. Этимология слова «гаркын» пока не выяснена. Гаркыны
принимали активное участие во всех политических союзах огузов. В течение
последних веков они мало известны как самостоятельное племя, так как входили в
состав различных туркменских и тюркских этнических групп, причем большая часть
оказалась в составе эрсаринцев и алили. По словам информаторов, гаркыны
переселились в районы Амударьи совместно с эрсаринцами в начале XVIII в.
Вместе с эрсары они жили на Мангышлаке и в Хорезме.
Оттуда компактная группа гаркынов переселились в местность Ходжашалар
(Афганистан). Позднее гаркыны стали небольшими группами расселяться по всему
левобережью Амударьи. Больше, чем другие туркмены среднего течения Амударьи,
они близки к эрсары, составляя здесь их подразделение.
Несмотря на разрозненность и малочисленность, гаркыны
долгое время сохраняли некоторые кочевые традиции и пережитки военной
демократии. В прошлом за ними утвердилась слава воинственных и гордых людей. Их
называли «гаркыны, не расстающиеся с саблей» (gylyglyja garkyn).
Гаркыны поддерживали родственные связи с элечами, а
иногда и с сакарами. Согласно этнографическим данным, гаркыны, живущие в
Афганистане, составляют самостоятельную от эрсаринцев многочисленную племенную
группу, есть различия в их быте и говоре. В данное время основная группа гаркынов
проживает в Саяте и, отчасти, в селе Чохпатта Халачского этрапа.
А.Овезов, туркменский историк
Comments
Post a Comment