ТУРКМЕНСКОЕ КОВРОДЕЛИЕ
Среди разнообразных форм туркменского прикладного искусства и традиционных ремесел наиболее развитой и богатой является
ковроделие, давно снискавшее себе прочную мировую славу. Техническое
совершенство ткачества и выразительность орнамента, тонкость и глубина колорита
ставят туркменские ковры в число наивысших достижений народной культуры. Они
служат предметом национальной гордости, свидетельствуют о неоспоримом вкладе
туркмен в сокровищницу художественных ценностей всемирного значения.
О глубинных истоках туркменского ковроделия
свидетельствуют образцы расписной керамики IV-III тысячелетий до н.э. из Геоксюра, Алтын-депе,
Намазга-депе, Улуг-депе, Кара-депе, Ак-депе под Ашхабадом и др. памятников
эпохи энеолита и ранней бронзы. На это впервые обратила внимание крупнейший
исследователь среднеазиатских ковров, этнограф В.Г.Мошкова. Именно туркменские
ковры, по словам археолога В.И.Сарианиди, обнаруживают большое сходство в своих
орнаментах с рисунками архаичной местной керамики и вместе с тем отличаются от
ковров персидских и кавказских. Туркменские ковры имеют густой, ярко-красный
фон, по которому нанесен штрих и тот же прием наблюдается на древней
южно-туркменской посуде с их красной фоновой облицовкой. Но не керамический
орнамент повлиял на ковровые узоры, а наоборот, плетенные и тканные изделия из
названных археологических памятников, выработавшие парадный и орнаментальный
стиль, отразились на характере мотивов расписной керамики. Сами остатки тканных
изделий в жарком климате Туркменистана сохранится столь долго не могли, но в
погребальных камерах Алтын-депе, в могильниках Сумбарской долины (Пархай) найдены отпечатки
циновок, сплетенных из разноцветных нитей. Наконец, как отмечает археолог
Л.Б.Кирчо, бесспорные свидетельства ткачества — грузики для ткацкого станка —
представлены на всех ступенях развития древнеземледельческих культур Южного
Туркменистана.
Первым зримым свидетельством ворсового ковроткачества
далеких предков туркмен стал Пазырыкский
ковер, обнаруженный на Алтае, куда в античное время переселились
из Прикаспия некоторые сако-массагетские племена, принесшие собой древнее
искусство ковроделия. Славилась своими коврами и Парфия,
причем парфянский якорь — царский знак Арсакидов
— сохранился в стилизованном виде и на современных коврах, особенно йомудских.
Лишь к XIII в. восходят письменные известия о коврах туркмен. Знаменитый
итальянский путешественник Марко Поло, побывавший в 1271 г. у
туркмен-сельджуков в Малой Азии, писал: «Выделываются тут, знайте, самые тонкие
и красивые в свете ковры, а также ткутся отменные, богатые материи красного и другого
цвета». Ковры туркмен можно видеть на картинах и фресках мастеров итальянского
Возрождения XIV- XV в., персидских миниатюрах эпохи Тимуридов. В позднем
средневековье и вплоть до XIX в. эти ковры попадали на рынки других страны Азии
и в Европу в основном через Бухару, поэтому во многих старых публикациях они
ошибочно назывались бухарскими. Лишь в XX в. это заблуждение было преодолено.
Ковры имели многофункциональное и огромное эстетическое
значение в жизни туркмен. Условия полукочевой жизни скотоводов диктовали
максимальное облегчение их предметного мира, поэтому именно ковры и ковровые
изделия заменяли собой полы (халы), стены (умур-думан, ой-юпи) и двери (энси) в юртах, обрамления,
оформлявшие вход в жилище (гапылык, гермеч),
мебель (настенные ковровые мешки для хранения утвари и одежды: торба, чувал,
ук-уджи, икселик) и дорожную сумку (хорджун).
Служили они и украшениями для коней (am халы, эерлик, ичирги) и верблюдов,
наряженных для свадебных процессий (асмалык)
и др. Преобладающий цвет в туркменских коврах — красный (от светлых киноварных
тонов до темно-вишневого. Красный цвет занимает обычно 70-75 % всей их площади. Основной
элемент композиции коврового узора — это гель, который подразделяется
на несколько видов в зависимости от племени и места выработки.
При ручном ковроткачестве ворс образуется путем
завязывания узлов из разноцветной пряжи на грубых нитях основы. На поверхности
ковра в 1 кв. дециметр, т.е. на площади, равной всего лишь двум человеческим
ладоням, туркменская ковровщица завязывает вручную без всякого инструмента от
двух до семи тысяч узлов. Наиболее распространены в туркменском ковроделии полуторные
узлы (ýaraçitme) и реже — двойные
узлы (doçitme). Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются
ножом, формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе ткани, состоящем
из крученых нитей основ и утка. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После
каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металлической гребенкой (demir darak) весь ряд плотно прибивается к предыдущему. Ткани полотняного переплетения,
где орнаментальные узоры выполняются стежками-косичками «ойдум», называются
паласами, или безворсовыми коврами. По материалу, технике и назначению они
близки к коврам, их узкие стороны также заканчиваются бахромой. Сырьем для
ковроделия является сараджинская шерсть, получаемая от весенней стрижки местных
пород овец. Крашение ковровой пряжи в прошлом осуществлялось прочными
естественными красителями, играющими важную роль в долговечности и ценности
ковров.
Туркменские ковры, вырабатываемые в последние века,
классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские,
эрасыринские, сарыкские и др.) По технике изготовления и
декоративно-художественным особенностям они условно делятся на три группы:
1) Текинские,
ахалтекинские, пендинские составляют 70-80 % всех туркменских ковров. Это
изделия очень высокой плотности (от 220 до 400 тыс. узлов на 1 кв.м). В
отдельных копрах, в особенности в мелких ковровых изделиях (чувалах, торбах)
плотность бывает и выше. В основе орнамента здесь лежит «гушлы гёль», «салыр
гёль», «айна гёль», «чакмак гёль» и др. Ковры именно этой группы получили
всемирную известность.
2) Йомудские и
човдурские по своеобразию орнамента стоят обособленно от остальных туркменских
ковров. Их средняя плотность — от 140 до 220 тыс. узлов на 1 кв.м.
3) Беширские, эрсаринские,
гызылаякские известны под общим названием «амударьинские». Особенностью этой
группы являются большие размеры и сравнительно невысокая плотность (от 80 до
150 тыс. узлов на 1 кв.м.).
Центральное поле текинского ковра обрамляется обычно
трехрядной особо орнаментированной каймой и всегда одноцветной бахромой. Часто
на кайме можно видеть орнамент şelpe - небольшие восьмиугольные фигуры, окружённые со всех сторон подвесками,
иногда они похожи на жучков. Бывают в узоре каймы и явно зооморфные фигуры:
птицы, бараны, джейраны, собаки и верблюды. особенности окаймлений, так же как
и различие гёлей, отличают ковры разных племен. На йомудских коврах может быть
до семи окаймлений и пестрая бахрома. У старинных салырских ковров окаймление,
напротив, очень узкое, но сделана пышная синяя или черная бахрома, а саму ткань
ковра вплетаются шелковые нити, придающие ему особенный блеск. На йомудских
коврах встречается очень своеобразный узор в виде вертикально идущих рядов из
стилизованных орнаментальных мотивов: ak gaz — белый гусь, фактак — огниво, bostan цветущий сад, а на кайме — орнамент
owadan (в переводе — красота), похожий на волнистый побег или
ветку. Но все же, как считает В.С.Залетаев, изображения животных при всей их
предельной стилизованности и условности надо признать первичными, а зооморфный
по происхождению орнамент в целом безусловно преобладающим и типичным на всех
туркменских
коврах (в отличие, например, от
растительного узора персидских ковров).
Искусствовед Г.И.Саурова, анализируя художественный
образный язык ковров, подчеркивает, что «туркменский орнамент представляет
собой максимально обобщенную трактовку предметов реального мира. Геометризованный
характер коврового орнамента определили древние образцы орнаментального
искусства и, возможно, этому в какой-то мере способствовали технические
особенности ковра: горизонтальная система рядов вязки и вертикальная — нитей
основы. Строгость является стилистическим своеобразием туркменского ковра. Это
в равной степени относится к цвету, орнаменту, ритму и к композиции».
Орнаментальный строй ковров позволяет до некоторой
степени связать их образную систему и художественные особенности с мифологией
тюрков, с мышлением древних номадов, представлявших земную твердь, судя по
руническим надписям, как пространство, ограниченное с четырех сторон и имеющее
четыре угла. Ковры явно выражают эту идею об огромном, но имеющим свои пределы
мире, который познается через линейное ритмическое движение, каждая остановка в
котором — гёль — служит временным центром жизни, сходным с предыдущим и
последующим. Ковер — это образ мира, и наоборот, мир — это огромный ковер,
вечно расстилающийся перед глазами путника. Впрочем, вопрос семантики
орнаментов остается самым малоисследованным в ковроделии.
Ковры туркмен более ста лет вызывают живейший интерес
ученых, коллекционеров и любителей народного искусства во всем мире. Изданы
сотни книг, написаны тысячи статей о туркменских коврах, они имеются в
крупнейших музейных собраниях России, Европы и Америки.
О.Гундогдыев,
АДжикиев, Р.Мурадов
Энциклопедический
словарь «Историко-культурное наследие Туркменистана», Стамбул, 2000 г.
Comments
Post a Comment