О ТУРКМЕНСКОМ ВОЖДЕ САЛЫР-КАЗАНЕ
САЛЫР-КАЗАН, Газан-алп (годы
жизни неизв.), легендарный вождь туркмен-огузов, глава многочисленного
салырского союза племен. Его образ настолько популярен среди туркмен, что он
стал главным героем огузского героического эпоса. Абул- гази (XVII в.) писал:
«Всем мусульманам Казан оказывал покровительство». По поверью, у Салыр-Казана
на спине были следы пяти пальцев Пророка: этой чести удостаивались мусульмане,
которые оказали религии неоценимую услугу. Огузы принесли предания о
Салыр-Казане в Малую Азию и Закавказье, поэтому его предполагаемую могилу показывали
в Тебризе, а жена богатыря Бурла-хатун, якобы, похоронена в Урмии.
Академик В.Жирмунский указывал, что «эпические сказания
огузов по своему содержанию гораздо древнее, чем литературная обработка, которую
они получили в «Книге Коркута» в XV в.». Об этом говорит следующее. Во-первых,
само имя Салыр-Казан упоминается вплоть до позднего средневековья, хотя его уже
не было в живых. Во-вторых, сказания о нем в «Рассказе о разграблении дома
Салыр-Казана» повествуется о войнах между туркмено-огузскими племенами салыров
и печенегами, которые имели место в IX-X вв. в низовьях Сырдарьи.
В преданиях, собранных до настоящего времени, нет
указаний на то, в какое время жил Салыр-Казан — родоначальник туркменских
племен салыров, текинцев, емутов, эрсары и сарыков. Уже Абулгази подвергал критике
мифическую генеалогию туркмен, которая связывала Салыр-Казана через шесть
поколений с Огуз-ханом. Передаваясь из уст в уста, эпические сказания не могли
полностью сохранить родословную, поэтому число поколений неизбежно сокращалось.
Салыр-Казан всегда считался олицетворением силы. Абулгази
по этому поводу писал: «Они перекатывали камни (лежащие) в ущелье через горы
Казыкурт. Пойдя навстречу, Салыр Казан схватил (их). Его увидали Ит-бечене и
лишились рассудка от страха». Салыр — не просто воин, но и глава племени. Об
этом говорит его прозвище «Казан». Его называли «баба» (отцом, дедом) всех
салыров и у него был большой казан (котел), с помощью которого он мог
прокормить свое огромное войско. Предание о котле Салыра имеет под собой
историческое обоснование. Уже со «скифской» эпохи в степях существовал обычай,
согласно которому глава рода и племени обязан был иметь свой котел как символ
власти.
Имя Салыр-Казана было свято. Его относили к овлийя и
почитали как родоначальника всех салыров. Каждый из них во время утренней
молитвы и вечером повторял: «Пусть моим покровителем в любом деле будет дед
Салыр-Казан». Как отмечал литературовед Х.Короглы, в эпосе «Горкут Ата» он присутствует
во всех сказаниях (кроме V и VI), в четырех (И, IV, XI и XII) ведет сюжет. Он официально
считается беглербеги при хане Баяндыре, но наравне с ним ведает всеми делами
иля. Походы совершаются с его разрешения. Он присутствует на всех приемах. Беки
внешних и внутренних огузов относятся к нему с не меньшим уважением, чем к
Баяндыр-хану. Немалое внимание в «Книге» уделено и семье Салыр-Казана: его жене
Бурла-хатун, сыну Урузу, дяде по матери Арузу, брату Гарагюне и его сыну
Гарабулагу.
Жизнь этого человека в фольклорной интерпретации
предстает как цепь труднообъяснимых на первый взгляд поступков и фантастических
ситуаций, отчасти связанных с распространенным среди
огуэов шаманизмом. Количество эпических сюжетов и преданий о нем огромно.
Достаточно сказать, что он упоминается и в эпосе «Гёроглы», и в дестане «Юсуп и
Ахмед», хотя сюжетный материал о нем сохранился только в «Книге Горкут-ата».
Конечно же, было бы огромной ошибкой все черты эпического Салыр-Казана
приписывать конкретному историческому лицу, ведь он — образ собирательный и
идеальный. Но многочисленные сказания, предания и легенды позволяют
предположить, что примерно в X в. жил богатырь из племени салыров, который,
сыграл большую роль в объединении туркмено-огузских племен.
Comments
Post a Comment