О ТУРКМЕНСКОМ ВОЖДЕ САЛЫР-КАЗАНЕ

САЛЫР-КАЗАН, Газан-алп (годы жизни неизв.), легендарный вождь туркмен-огузов, глава многочисленного салырского союза племен. Его образ настолько популярен среди туркмен, что он стал главным героем огузского героического эпоса. Абул- гази (XVII в.) писал: «Всем мусульманам Казан оказывал покровительство». По поверью, у Салыр-Казана на спине были следы пяти пальцев Пророка: этой чести удостаивались мусульмане, которые оказали религии неоценимую услугу. Огузы принесли предания о Салыр-Казане в Малую Азию и Закавказье, поэтому его предполагаемую могилу показывали в Тебризе, а жена богатыря Бурла-хатун, якобы, похоронена в Урмии.

Академик В.Жирмунский указывал, что «эпические сказания огузов по своему содержанию гораздо древнее, чем литературная обработка, которую они получили в «Книге Коркута» в XV в.». Об этом говорит следующее. Во-первых, само имя Салыр-Казан упоминается вплоть до позднего средневековья, хотя его уже не было в живых. Во-вторых, сказания о нем в «Рассказе о разграблении дома Салыр-Казана» повествуется о войнах между туркмено-огузскими племенами салыров и печенегами, которые имели место в IX-X вв. в низовьях Сырдарьи.

В преданиях, собранных до настоящего времени, нет указаний на то, в какое время жил Салыр-Казан — родоначальник туркменских племен салыров, текинцев, емутов, эрсары и сарыков. Уже Абулгази подвергал критике мифическую генеалогию туркмен, которая связывала Салыр-Казана через шесть поколений с Огуз-ханом. Передаваясь из уст в уста, эпические сказания не могли полностью сохранить родословную, поэтому число поколений неизбежно сокращалось.

Салыр-Казан всегда считался олицетворением силы. Абулгази по этому поводу писал: «Они перекатывали камни (лежащие) в ущелье через горы Казыкурт. Пойдя навстречу, Салыр Казан схватил (их). Его увидали Ит-бечене и лишились рассудка от страха». Салыр — не просто воин, но и глава племени. Об этом говорит его прозвище «Казан». Его называли «баба» (отцом, дедом) всех салыров и у него был большой казан (котел), с помощью которого он мог прокормить свое огромное войско. Предание о котле Салыра имеет под собой историческое обоснование. Уже со «скифской» эпохи в степях существовал обычай, согласно которому глава рода и племени обязан был иметь свой котел как символ власти.

Имя Салыр-Казана было свято. Его относили к овлийя и почитали как родоначальника всех салыров. Каждый из них во время утренней молитвы и вечером повторял: «Пусть моим покровителем в любом деле будет дед Салыр-Казан». Как отмечал литературовед Х.Короглы, в эпосе «Горкут Ата» он присутствует во всех сказаниях (кроме V и VI), в четырех (И, IV, XI и XII) ведет сюжет. Он официально считается беглербеги при хане Баяндыре, но наравне с ним ведает всеми делами иля. Походы совершаются с его разрешения. Он присутствует на всех приемах. Беки внешних и внутренних огузов относятся к нему с не меньшим уважением, чем к Баяндыр-хану. Немалое внимание в «Книге» уделено и семье Салыр-Казана: его жене Бурла-хатун, сыну Урузу, дяде по матери Арузу, брату Гарагюне и его сыну Гарабулагу.

Жизнь этого человека в фольклорной интерпретации предстает как цепь труднообъяснимых на первый взгляд поступков и фантастических ситуаций, отчасти связанных с распространенным среди огуэов шаманизмом. Количество эпических сюжетов и преданий о нем огромно. Достаточно сказать, что он упоминается и в эпосе «Гёроглы», и в дестане «Юсуп и Ахмед», хотя сюжетный материал о нем сохранился только в «Книге Горкут-ата». Конечно же, было бы огромной ошибкой все черты эпического Салыр-Казана приписывать конкретному историческому лицу, ведь он — образ собирательный и идеальный. Но многочисленные сказания, предания и легенды позволяют предположить, что примерно в X в. жил богатырь из племени салыров, который, сыграл большую роль в объединении туркмено-огузских племен.

О.Гундогдыев, туркменский историк

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ