О ВИДАХ ТУРКМЕНСКИХ КОВРОВ



Текинские ковры отличаются низким ворсом, густой бархатистой ворсовой поверхностью и высокой плотностью. Композиция рисунка среднего поля формируется из повторяющихся по длине и ширине двух основных орнаментальных мотивов.
Первый мотив - теке-гёль, представляет собой крупные ступенчатые восьмиугольники, в которые заключены восьмиугольники такого же вида, но меньшего размера. Внутри орнамент теке-гёль делится на четыре части, колористически оформленные насыщенными цветами - оранжевым, синим, зеленым, красным, кремовым, цвета слоновой кости. На светло-красном фоне среднего поля строго симметрично расположены по длине 10, 13, 16 теке-гёлей, плотно прилегающих друг к Другу, а по ширине - три или более в зависимости от размера и плотности ковра. Теке-гёли связаны между собой продольными и поперечными линиями синего цвета.
Второй мотив, характерный для орнамента теке-гёль, состоит из повторяющихся ромбовидных ступенчатых фигур с звездообразными узорами. Среднее поле обрамлено широкой ведущей каймой и 5-12 сопутствующими каймами различной ширины. Орнамент каймы - звезды, треугольники и зубчатые вьющиеся ветки. Ковры текин и ахалтекин в верхней и нижней поперечной частях заканчиваются пильчатым, гребенчатым или растительным орнаментом. На изнаночной стороне этих ковров такой же ясный и четкий рисунок, как и на лицевой ворсовой поверхности.
Пендинские ковры названы по месту их изготовления - Пендинскому оазису, находящемуся в районе Йолотани и Тагта-Базара, в юго-восточной части Туркменистана.
В коврах пенди в наиболее классическом виде сохранились старинные народные ковровые орнаменты, созданные туркменскими племенами салыров и сарыков. Эти орнаменты оказали влияние на узоры туркменских ковров почти всех видов.
Среднее поле ковра заполнено ритмически повторяющимся орнаментальным мотивом салыр-гёль. По его сторонам, внутри и снаружи, расположены треугольники.
Салыр-гёль, как и большинство орнаментов центрального поля туркменских ковров, состоит из двух вписанных один в другой восьмиугольников, приближающихся по форме к квадрату или вытянутых.
Поле между контуром и вписанным восьмиугольником заполнено орнаментом, представляющим собой многогранники меньших размеров ромбовидной формы.
Бордюр, обрамляющий центральное поле ковра пенди, состоит из ведущей каймы с орнаментом нальдаг и нескольких малых сопровождающих каем различной ширины. Узоры каем пендинских ковров обычно неширокие, состоят из трех рядов, не отличаются разнообразием. Средний широкий ряд центральной каймы орнаментирован, крайние неширокие ряды оформлены мелкими геометрическими узорами.
Фон центрального поля ковра пенди - темно-бордовый и темно-вишневый. Кроме того, фон этих ковров может быть терракотовым и кремовым.
В орнаменте ковра пенди используют следующую гамму цветов: темно-синий (индиго), медно-золотисто-желтый, оранжевый, кремовый.
В древних пендинских коврах отдельные детали орнамента салыр-гёль выполнены из шелковой ворсовой пряжи ярко-малинового цвета и хлопчатобумажной пряжи натурального цвета при общем темно-бордовом колорите. Этот эффект придает коврам пенди особую декоративность. Своеобразен характер цветового построения древнего салырского узора: салыр-гёль в отличие от большинства туркменских ковров с геометрическим орнаментом строится по линейно-контурному, а не красочно-плоскостному принципу. Нет в пендинских коврах и решения медальона по диагональному принципу.
К группе пендинских ковров относятся также бытовые изделия - чувал-пенди, торба-пенди, энси-пенди и др.
Йомудские ворсовые ковры вырабатывают главным образом в Эсенгулыйском, Туркменбашинсом и Дашогузском этрапах Туркменистана.
Композиция рисунка среднего поля ковра йомуд состоит из ритмически повторяющихся удлиненных ромбовидных фигур орнамента капса-гёль, расположенного по диагонали. В эти фигуры вписаны геометрические мотивы в виде якоря с зубчатым контуром.
Ковры йомуд вырабатывают также с орнаментом дарнак-гёль: среднее поле заполнено ромбами, обрамленными крючками и треугольниками разных размеров, или ромбами в сочетании с якорем, пильчатыми и гребенчатыми мотивами.
Бордюр, обрамляющий среднее поле, состоит из главной, наиболее широкой каймы с орнаментом на кремовом фоне. Орнамент представляет собой непрерывный побег, напоминающий стебель виноградной лозы с отходящими от него зубчатыми листьями.
Ведущая кайма обрамлена двумя узкими каемками, заполненными стреловидными узорами. Общее количество каем достигает семи. Заканчивается ковер растительным орнаментом в красных и кремовых тонах.
Для фона ковра йомуд характерен красно-кирпичный или темно-красный цвет, переходящий в коричневый. В современных коврах общий колорит фона всегда красный, в орнаменте преобладает кремовый цвет. Цвет - красный, синий, зеленый, кремовый. В деталях орнамента встречаются оранжевый, индиго - светлый, иногда черный цвета.
В коврах човдур среднее поле заполнено мозаичными гёлями  под названием ортмен-гёль, которые расположены по диагонали на темно-красном и кирпично-красном фоне с чередованием светло-красного, темно-коричневого, синего и кремового цветов. Контуры гёлей контрастного цвета. Среднее поле отделяется бордюром, состоящим из ведущей широкой каймы и нескольких малых каем с характерным геометрическим орнаментом.
В коврах используют темно-вишневый, ярко-красный, насыщенный оранжевый, синий и светло-синий до голубого, зеленый, бирюзовый, темно-коричневый и кремовый цвета.
Керкинские ковры и ковровые изделия - керки, кизыл-аяк, бешир и другие - вырабатывают главным образом в Лебапском велаяте.
Ковер керки имеет высокий ворс и низкую плотность. Композиция рисунка среднего поля ковра обычно представляет собой ритмическое повторение крупных восьмиугольников, часто чередующихся с орнаментальным мотивом тауз, имеющим форму квадрата, разделенного внутри на несколько контрастных по цвету многоугольников.
Восьмиугольники заполняют схематичными изображениями растений и животных, иногда ступенчатыми ромбами. Свободная часть поля восьмиугольника разделена на четыре части, в которые помещены стилизованные орнаменты растительного характера.
Бордюр, обрамляющий среднее поле ковра, состоит из трех - пяти полос различной ширины с орнаментом. Концевые бордюры по нитям основы, замыкающие с двух сторон общую композицию ковра, представляют собой безворсовую паласную ткань без орнамента, имеющую цвет фона среднего поля. Фон ковра - красный, кирпично-красный. Цветовая гамма - красный, кирпично-красный, розово-красный, синий, зеленый, оранжево-желтый, коричневый и кремовый.
Ковер кизыл-аяк получил свое название от туркменского аула Кизыл-Аяк. Ковры аналогичного типа, называемые афган, изготовляют в Афганистане. Композиция рисунка среднего поля ковра создается из двух мотивов. Первый мотив - ритмически повторяющиеся небольшие медальоны-многогранники ярко-малинового цвета с характерными для туркменских ковров мотивами сильно геометризованного растительного орнамента чаршанги-нагыш. Второй мотив - повторяющиеся удлиненные восьмиугольники с вписанными в них узорами под названием демирджен.
Бордюр состоит из четырех - восьми полос различной ширины. Ведущая кайма отличается размером, она оформлена теми же геометрическими узорами, что и среднее поле. Фон ковра - малиново-красный, кирпично-красный. Цвета орнамента - малиново-розовый, красный, темно-красный, оранжевый, синий, зеленый, немного коричневого и кремового цветов.
Ковер бешир получил свое название от аула Бешир, расположенного на берегу Амударьи. Композиция среднего поля ковра бывает нескольких видов: с орнаментальными медальонами (от одного до пяти, чаще всего три), промежутки между которыми заполнены стилизованными цветами, вьющимися ветками, звездообразными мотивами, криволинейными сплетенными полосками, несколько напоминающими изображение змей и называемыми местным населением илан-бешир. Бордюр состоит из ведущей каймы и нескольких сопровождающих каем.
По сравнению с ранее описанными типами туркменских ковров бешир имеет ряд характерных особенностей: нет резкого различия между фоном и орнаментом, причем узор часто располагается на синем и красном фоне; среднее поле решено в глубоких темно-синих и красно-коричневых тонах. Орнамент выполнен в светло-синих, синих, голубых, золотисто-желтых, а также красных и кремовых тонах; в отдельных деталях может быть немного черного цвета. Ковры бешир значительно светлее, ярче и многоцветнее других туркменских ковров, орнамент их несколько менее четок.
Все описанные виды туркменских ковров имеют соотношение ширины бордюра к ширине ковра примерно 1:4 - 1:7. Ковры заканчиваются гладкой паласной частью шириной 3-10 см, без орнамента, с бахромой длиной 6-12 см, образуемой из нитей основы с долевыми кромками, обметанными с двух сторон разноцветной шерстяной пряжей по нитям основы.
Наряду с ворсовыми коврами с геометрическим орнаментом вырабатывают безворсовые килимы и паласы, пользующиеся большим спросом. Это ковровые изделия, главным образом ручные, очень богатые по геометрическому композиционному построению и цветовому решению. Для них характерен узор, состоящий из ромбов, многоугольников, зигзагов с прямоугольными очертаниями, гармонично чередующихся разноцветных линий.
Разнообразные геометрические узоры народного коврового орнамента в сочетании с яркой, красочной и насыщенной цветовой гаммой передают классические традиции ручного ковроткачества.
Количество узлов в 1 дм2 в коврах текин, ахалтекин, пенди колеблется от 2200 до 5000, высота ворса 3-6 мм. Встречаются ковры этих видов малых размеров с количеством узлов в 1 дм2 8000-10000 и высотой ворса 2-3 мм.
В коврах йомуд и човдур количество узлов в 1 дм2 1400-2400, высота ворса 6-7 мм; в коврах керки, кизыл-аяк и бешир соответственно - 780-1400 и 9-11 мм.
Масса ворсовых текинских, ахалтекинских и пендинских ковров колеблется в пределах 2,4-3 кг 1 м2, а иомудских и керкинских - 3,2-4 кг/м2. Масса безворсовых ковровых изделий - текинских и иомудских паласов - 1,5-1,8 кг/м2.

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ