ТУРКМЕНСКОЕ ПЛЕМЯ ХАЛАДЖ


Халаджи (туркм. halaç - халач) являются одним из самых древних туркменских племен. О принадлежности халаджей к туркменским племенам указывает выдающийся тюркский филолог и лексикограф 12 века Махмуд Кашгари в своем знаменитом произведении «Диван Лугат ат-Турк» - «Словарь тюркских наречий». 

Также о халаджах как одном из туркменских племен, существующих с древних времен, пишет известный государственный деятель и историк государства Хулагуидов 13-14 вв. Фазлаллах Рашид ад-Дин в историческом произведении «Джами ат-Таварих» - «Сборник летописей»: «С течением времени эти народы разделились на многочисленные роды, [да и] во всякую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения и каждое по определенной причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами [туркман], они же разделяются на кипчаков, калачей, канлы’ев, карлуков и другие относящиеся к ним племена…». Об истории происхождении туркмен-халаджей Рашид ад-Дин пишет следующее: «Калач. Говорят, что когда Огуз завладел Исфаханом и решил возвратиться обратно, то некая женщина в дороге родила ребенка; вследствие [отсутствия] пищи она не имела молока, и ребенок голодал. Ее муж по этой причине отстал, [чтобы поискать что-нибудь съестное. В это время] один шакал поймал фазана; мужчина, бросив в него палку, отнял [птицу] и дал ее жене в пищу. Так как не было разрешения, чтобы кто-либо по какому бы то ни было поводу отставал от него, то Огуз разгневался на того человека и сказал: «кал-ач!», т.е.: «оставайся голодным!». Поэтому и называют род его калач. Вот и все!». Далее, Рашид ад-Дин подытоживает свою мысль о  происхождении туркмен и пишет, что все туркмены мира состоят из племен - потомков двадцати четырех внуков Огуз-хана, а также племен халаджей, карлуков, канглы, кыпчаков, уйгуров и агачари. 

В своем эпическом историческом труде «Шеджере Теракиме» - «Родословная туркмен», хивинский хан и историк 17 века Абул-Гази также пишет о халаджах как одном из туркменских племен и приводит нижеследующую историю возникновения этого племени, которое во многом совпадает с версией Рашид ад-Дина: «О походе Огуз-хана на Иран, |360| Сирию и Египет. [Огуз-хан] пробыл в своем юрте один год. На второй год приказал он кликнуть клич [своему] илю: “Я иду [войною] на Иран, пусть [мой иль] готовится [к походу] на несколько лет”. На второй год он выступил в поход и пришел к городу Талаш. Чтобы подбирать усталых, голодных, заблудившихся и отставших, позади войска хана были [поставлены] люди. Эти люди привели к хану одного семейного человека, который отстал от войска. Хан спросил того человека: “Почему ты отстал?”. Он ответил: “Из-за недостатка пищи, я шел позади войска, жена моя была беременна и родила. Из-за голода у матери не хватало молока для ребенка; [но] я все шел. На берегу реки я увидел, что шакал поймал фазана. Когда я ударил шакала палкой, он бросил фазана и убежал. Я поднял его, зажарил и кормил [им] жену. Ваши люди, которые были поставлены позади [войска], встретили меня и привели [сюда]”. Хан, дав бедняку лошадь, съестные припасы и скот, сказал: “За этим войском ты не ходи!”. И назвал [его]: кал ач. Весь иль Калач — потомки того человека. Теперь [их] называют халадж. Их много в Мавераннахре, [здесь] они соединились с илем Аймак. В Хорасане и Ираке их тоже много, [там] они присоединились к Чагатайскому илю.». 

В поэме туркменского поэта 17-18 вв. Нурмухаммета Андалиба «Огуз-намэ» сказано, что из племени халадж откололось и вышло другое туркменское (огузское) племя барлас (Дж.Атаев): «9 Bularga tiyti Han: “Sen kitme, kalaç!” Oşol günden ana at kaldi Galaç. 10 Yene anlarga köp engamu ihsan, Berip, Galaçlar'ni şat etdi çendan. 11 Oşolgalaç” sözi özgerlip imdiHalaç” tiyr niçe milet aňa şimdi. 12 Alar köplenсi Maverannährde, Niçesi kaldi Gur atlig şäherde 13 Bulardan ayrilan Barlas urugi, Acap zorlandi anlarniň furugil…». Как известно, представителем племени барлас был полководец, завоеватель и основатель государства Тимуридов - эмир Тимур (Тамерлан), чьи потомки впоследствии стали также основателями империи Великих Моголов.

Однако, упоминание о туркменском племени халадж можно обнаружить в значительно более древние времена, а именно в трудах древнегреческих историков Геродота (5 в. до н.э.) и Страбона (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.), которые пишут о скифском этносе alazones ~ alizones, обитавший близ Чёрного моря к западу от реки Днепр. Основа термина alazones представляет собой адаптированную древними греками форму тюркского названия халач и входит в закономерный ряд фонетических вариантов этнонима: alaz ~ aladj ~ alatş (alaç) ~ alaş ~ halaç. 

Династия туркмен-халаджей Зунбиль правила регионом Забулистан (территории современных Ирана и Афганистана) в качестве вассалов династии Тахиридов в течении нескольких десятилетий на протяжении 8 века. 

Около тысячи лет тому назад туркменское племя халадж жило на территории нынешнего Халачского этрапа Туркменистана, их потомки до сих пор живут там; а также в Бухарской области Узбекистана. Часть племени в 12-13 веках мигрировала в разные страны, в том числе и Индию (А.Росляков) и где известна как хильджи. Как известно, средневековые туркмены в 13 веке основали государство Делийский султанат на территории современных Индии и Пакистана, где султанами были Кутб ад-Дин Айбек, (построил известные во всем мусульманском мире  мечеть «Кувват-уль-Ислам» и «Кутб-Минар»), Джелал ад-Дин и Ала ад-дин Халадж (все из туркменского племени халадж), благодаря которым ислам на многие века закрепился на территории современных Индии, Пакистана и Бангладеш. Тот-же Абул-Гази в «Родословной туркмен» пишет о завоевании туркменами-халаджами во главе в Мухаммедом ибн Бахтияром таких стран на территории Индии как Бехар, Лекмир, а также города Лектуни, в котором они правили пятьдесят четыре года. В своей исторической монографии «Проповедование ислама: история распространения мусульманской веры», изданной в 1896 году, британский ориенталист Томас Уолкер Арнольд, отмечает тот факт, что и во время правления Мухаммеда Бахтияра, число последователей ислама в Индии значительно возросло. 

Часть халаджей ассимилировалась с афгански племенем пуштун, а название пуштунского племени гильзаи (пушт. ğildjäy), как считает целый ряд историков, происходит от названия «халадж». Также, потомками средневековых туркмен-халаджей является народ кашкайцев, проживающий в Иране. По некоторым данным, этимология названия города Калач-на-Дону в Волгоградской области России, которое было основано на месте казачьего хутора Калач, связана с названием туркменского племени халадж. В книге «Köylerimiz» («Наши деревни»),изданной в Стамбуле в 1932 году, отмечается, что топонимы  с названием халач встречаются в таких регионах Турции как Анталья, Афьон, Нигде, Кутахья, Болу, Балыкесир, Айдын, Чанкири, Кастамону, Зонгулдак, Йозгат, Анкара, Токат, Гиресуе, Киршехр и Стамбул.  

М.Байрамов,
Ашхабад, Туркменистан







Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

КЮЗЕЛИГЫР – ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА