СЛЕДЫ ДРЕВНИХ ТУРКМЕН (ОГУЗОВ) В ЕВРОПЕ
۞
Краткое исследование на основе данных топонимии и лингвистики
Общеизвестно, что туркмены являются одним из самых древних народов мира,
а возраст таких древне-туркменских цивилизаций и культур как Парфия, Хорезм,
Маргуш, Аннау составляет от двух тысяч до пяти тысяч лет. В своем известном
труде «Родословная туркмен», хивинский хан и историк XVII в. Абу-л-Гази
Бахадур-хан отмечал, что древний родоначальник туркменского народа Огуз-хан
был прямым потомкам пророка Яфета в
девятом поколении и «…жил за четыре тысячи лет до нашего пророка (пророка
Мухаммеда – М.Б.)». В связи с тем, что пророк Мухаммед (да
будет мир с ним!) жил в VI-VII вв., то по приблизительным подсчетам
(по лунному календарю), можно определить, что период жизни Огуз-хана относится
к XXXIII- XXXII в. до н.э. Многие
тюркские историки справедливо отождествляют Огуз-хана с
праведником и великим царем древности Зу-ль-Карнайном,
проповедовавшим веру в единого Бога и завоевавшим много стран в Европе и в
Азии; как известно, Зу-ль-Карнайн упомянут в восемнадцатой
суре священного Корана. О том, что Огуз-хан также
проповедовал единобожие и завоевал большое количество таких древних стран, как
Арран, Муган, Индия, владения Рима, Иран, Ирак, Сирия и Египет и другие, пишут Абу-л-Гази
и другой средневековый история Рашид
ад-Дин в своем обширном историческом труде «Джами ат-Таварих»
(Сборник летописей).
С глубокой древности и до начала принятия ислама в VII в.н.э., туркмены именовали
себя огузами, тюрками или огуз-тюрками. Древние туркмены, состоявшие в самом
начале своего развития из основных 24-х племен, прямых потомков внуков Огуз-хана, были
искусными воинами и покоряли огромные пространства от Европы, Северной Африки и
Западной Азии на западе, до Китая, Кореи и Японии на Востоке и Индии на юге.
Следы пребывания и деятельности туркмен прослеживаются учеными по
археологическим, топонимическим, лингвистическим и иным данным. Туркмены-огузы
не только покоряли народы и основывали новые государства, но и становились
важным, а то и главным этнообразующим элементом в составе различных народов.
О тюркских миграциях в Европу
Российский
исследователь Ю.Дроздов в своей книге «Тюркскоязычный период в европейской
истории» пишет, что начиная с конца 3 тысячелетия до н.э. тюркские скифские
племена мигрировали из Среднего Поволжья на территории Центральной, Северной и
Западной Европы через Верхнюю Волгу и Прибалтику. «Позднее с территории Прикамья и из Среднего Поволжья через
Приазовско-Причероморский регион началась миграция этих же тюркскоязычных
народов на территорию Южной, Центральной и Западной Европы.» Исторически
хорошо известна и другая массовая завоевательная миграция тюркских народов
(гуннов) с территории большой Центральной Азии в Европу в 4 в. н.э., известной
как великое переселение народов. Тюрки основали огромную Гуннскую империю,
простиравшуюся от Восточной Европы до Западной включительно. Тюрки-гунны,
остались на территории Европы, а их потомки основали династии и государства,
правившие в Европе в течении многих столетий.
«Таким образом, со времён глубокой античности на
территории Европы доминирующими народами были тюркскоязычные племена (подчеркнуто мною – М.Б.)» - пишет
Ю.Дроздов, - «Как уже отмечалось, на территории Европы с периода античности
обнаруживаются письменные источники только на древнегреческом и латинском
языках, хотя, судя по этнонимии, ономастике и другой специфической
терминологии, значительная часть европейского населения в то время была уже
тюркскоязычной (подчеркнуто мною –
М.Б.)…Тюркскоязычное население Европы где-то накануне X – XII перешло с
тюркского на флективные языки.»
О происхождении скифов и гуннов
Что касается этнического происхождения скифов, то они являются древним
народом, жившим в Восточной Европе, Центральной Азии, на Среднем и Ближнем
Востоке, и известным по сочинениям античных авторов, прежде всего,
древнегреческого историка Геродота. Ассирийские источники VII в. до н.э. называют
скифов Išgūzai или Ašgūzai, а в древнегреческой интерпретации, название народа
звучит как skuta. Как известно, 24 древнейших племени туркмен (огузов) издревле
делились на две части: ичогузы (Içoguz - внутренние огузы) и дашогузы (Daşoguz
- внешние огузы; в честь этого подразделения огузов получил название и
современный туркменский город Дашогуз). Азербайджанский
историк Р.Шукюрова в своем предисловии к русскому переводу исторического
произведения «Огуз-наме», которое является частью вышеназванной
работы Рашид ад-Дина, пишет: «Главные события, изложенные в
дастане, происходят в промежутке между владычеством Огуз-хана и десятого хана
Иналсыр Явкуя. Время это, берущее начало с VII в. до н. э., было весьма
длительным и, согласно Рашид ад-Дину, жившему в начале XIV в., оно, начиная от
Огуза, длилось около двух тысяч лет. Такое временное пространство можно принять
с учетом того, что Рашид ад-Дин прекрасно знал иудейские традиции, согласно
которым он и относил историю древних тюрок к VII в. до н. э., когда началось
проникновение среднеазиатских племен на запад». Самые ранние огузские
завоевания Передней Азии относятся к периоду жизни Огуз-хана, т.е. к концу IV
тыс. до н.э., а к VII в. до н.э. относятся очередные, более поздние
завоевательные миграции огузов из Центральной Азии согласно «Огуз-наме»,
которые по времени совпадают с проникновением народа Išgūzai
(Ašgūzai) на территорию Передней Азии согласно ассирийским
источникам. В связи с данными историческими фактами, а также произведя
несложный лингвистический анализ, можно с уверенностью утверждать, что
ассирийское наименование скифов Išgūzai (Ašgūzai) является слегка искаженным
наименованием древнего туркмено-огузского племенного
подразделения «ичогуз» (туркм. Içoguz) (закономерный ряд
фонетических вариаций этнонима выглядит так: ичогуз – ишгуз
(ишгузай) – ишкут – искут – скут – скиф). В современной
историко-исследовательский литературе версию о тождественности этнонимов ичогуз
и ишгуз (иш-куза) впервые озвучил казахский ученый О.Сулейменов в
своем нашумевшем произведении «АЗиЯ», ее поддержал известный
туркменский ученый-историк О.Гундогдыев, а также другие историки. Таким
образом, древние скифы Геродота – есть древние туркмены-ичогузы, обитавшие,
кстати, не только на территории древней Ассирии, но и как было упомянуто, в
Восточной Европе (Более подробные сведения о тюркоязычности скифов
приводятся в моей статье «Скифы – античное наименование древних туркмен» -
М.Б.).
Известный
туркменский ученый-историк О.
Гундогдыев производил сравнительный анализ названий гуннских племен,
переселившихся в Европу, и известных нам в древнегреческой
передаче. На основе этих сравнений можно с уверенностью утверждать, что многие
из них были туркменскими (огузскими):
Акациры – есть туркменское (огузское) племя агачари (agaçäri);
Савиры – есть род сувар (suwär) у
туркмен-гёкленов, также род саварджалы (sawarjaly) у туркмен-човдуров;
Садаги – есть род садак (sadak) у туркмен-човдуров
и род сатыклы (satykly) у туркмен-гарадашлы
Бардоры – есть туркменское племя баяндыр (baýandyr)
Уроги – есть туркменское племя урегир (üregir).
Известный советский историк и археолог, крупный
специалист по истории тюркских народов С.Кляшторный был убежден, что
название «огур» есть фонетический вариант произношения древнего тюркского
этнонима «огуз» («Азиатский аспект ранней истории хазар»), в этой связи,
следующие гуннские племена в действительности являются туркменскими (огузскими)
союзами племен:
Биттогуры – бяш огузы (bäş oguz)
Оногуры – он огузы (on
oguz)
Кутригуры – отуз огузы (otuz oguz)
Утигуры – уч огузы (üç oguz)
Сарагуры – сары огузы (sary oguz)
Главное племя
гуннов в древнегреческой передаче звучало как «хайлантурк», О.Гундогдыев
этимологизировал его как «гайы – лан – турк» - страна тюрков гайы (кайы).
Как известно, племя гайы (кайы) является одним из 24 древнейших туркменских
племен, ведущих происхождение от внуков Огуз-Хана и, согласно древней
туркменской традиции «Il
başy – gaýy-baýat» («Во главе народа – племена гайы и
баят»), является одним из царских туркменских племен.
После распада империи гуннов в Европе, тюрки создают и другие
государства на континенте. Одних из самых известных и долговечных тюркских
государств Европы был Аварский каганат, который существовал в течении более
двухсот пятидесяти лет (VI-IX вв. н. э.) и занимал территории четырнадцати
современных европейских государств, а именно Австрии, Швейцарии, Венгрии,
Словакии, части Германии и других. Государство было основано тюркским племенем «авар»,
мигрировавшим на территорию Европы из Центральной Азии в VI в. н.э., в составе тюрков-огуров,
которые, как отмечено выше, являются тюрками-огузами (древними туркменами). Название
«авар» следует этимологизировать через наименование древнего туркмено-огузского
племени «ава» (варианты названия ыва, йива и др.) и туркменского слова «ар»
(туркм. är) – мужчина,
человек, т.е. ава-ар (туркм. awa-är). Племя ава является одним из 24-х древнейших
туркмено-огузских племен, упомянутых в трудах Рашид ад-Дина, Абу-л-Гази
и других средневековых историков, а его название означает «высокостепенный».
В своей статье «Были ли германцы прежде
тюрками?» известный российский ученый-славянист и автор более 300 научных
статей В.И.Чудинов со ссылкой на другого известного российского ученого Л.Н.Рыжкова
приводит цитату из древнего скандинавского источника XIV века «Описание
земли»: «В начале всех достоверных рассказов на северном языке говорится,
что север заселили тюрки и люди из Азии. Поэтому с уверенностью
можно сказать, что вместе с ними пришел на север и язык, который мы
называем северным и распространился этот язык по Саксланду (то есть Саксонии),
Данморку (то есть Дании) и Свитьод (то есть Швеции), Норвегии и по некоторой
части Энгланда (то есть Англии)». Согласно данному источнику можно сделать
однозначный вывод о том, что древние тюрки заселили Европу (северную часть) и
соответственно привнесли туда и свой язык. «Мысль о том, что германские
племена изначально не были не только индоевропейцами, но даже оседлыми жителями
Европы, а представляли собой ряд племен кочевников, вторгшихся из Азии и
представляющие собой огузо-кипчакскую ветвь тюрок, на первый взгляд кажется
ошеломляющей. Между тем, приведенные в данной статье свидетельства наталкивают
именно на этот вывод.» - подчеркивает В.И.Чудинов.
В связи с имеющимися
историческими данными о массовых завоевательных миграциях древних тюрков (туркмен) на территорию Европы в разные исторические периоды, логично предположить, что европейские топонимы,
а также лексика языков многих европейских народов сохранила тюркские следы.
Попробуем-же обнаружить некоторые из них.
Следы
в Восточной и Южной Европе
На карте Центральной и Восточной Европы имеется немало топонимов с
окончанием на –ava, -ova – Daugava, Kuprova, Varsava, Maskava (Москва) и др. Латвийская
исследовательница Г.Шуке в своей книге «Были ли латыши тюрками» указывает, что
данное окончание происходит от тюркского ova –
равнина, что является вполне возможным объяснением этимологии этого окончания.
Однако, полагаю, что вероятнее всего его происхождение связано с огузо-туркменским
словом «oba» (читается «owa»), что означает род, а также, деревня, селение. К
примеру, в
той-же Турции, большая часть населения которой является огузо-туркменской по
происхождению, есть, город и местность Çukurova – где çukur – яма, а ova – род, селение, т.е.
род, поселившийся в очень низком месте, по сути, в большой яме. В северной
Польше проживает народ кашубы (Kaszëbi; польск. Kaszubi), в
названии которого окончание убы (ebi) вполне вероятно происходит от огузо-туркменского «oba». Административным центром проживания кашубов
является город Картузы (польск. Kartuzy, кашубск. Kartuzë). Окончание «uzy» в названии города,
скорее всего, происходит от слова «огуз», древнего самоназвания туркмен, а, как
известно, многие средневековые европейские источники называли огузов именно
«узами».
Балчуг — историческая местность в Москве на острове Балчуг, в его средней части, в районе современной улицы Балчуг. Местность Балчуг известна с XIV века. В XVI-XVII веках на территории Балчуга существовала Средняя садовая слобода, где была построена церковь Великомученика Георгия Победоносца в Ендове (1653 год, колокольня 1806 года).
С XVI века на Балчуге помещались городские бани и продуктовый рынок (с XVIII века —
лесной). Название, происходит от туркменского
(общетюркского) слова
«палчык» — глина, земля, из-за глинистых почв в этой местности.
Балтика – название также происходит от туркменского
(общетюркского)
слова «палчык» или «балчик» — глина, земля, грязь. Г.Шуке пишет:
«Учитывая значение глины в эпоху неолита, представляется наиболее вероятным
появление названия Балтика именно из этой турецкой словоформы: baltik – balçik».
Кемерово – происходит от туркменского слова kömür – уголь. Как известно, Кемеровская область России является крупным центром угледобывающей промышленности, поэтому название местности скорее происходит именно от этого туркменского (общетюркского) слова. Другая версия происхождения названия также имеет тюркскую основу: на тюркских языках слово kemer означает - ремень, пояс, склон горы, берег, обрыв, холм, гора.
Русское слово «внук» имеется во многих славянских языках: укр. ону́к, болг. внук, мнук, сербохорв. у̀нук, словенск. vnúk, чешск. vnuk, словацк. vnuk, польск. wnuk, др.-польск. wnęk. Полагаю, что данное слово можно этимологизировать через туркменское слово “ownuk”, что означает «мелкий». Вполне вероятно, что слово «ownuk» использовалось в древности туркменами (огузами) как один из синонимов для обозначения внука, а в связи с тесными контактами тюрков с другими европейскими народами, оно таким образом попало и в славянские языки.
Самой длинной рекой полуострова Крым является Салгир. Название происходит от туркменского (огузского) племени Salyr или Salgyr, одного из 24 древнейших туркменских племен, ведущих свое происхождение от внуков Огуз-хана. Как известно, территория Крыма в различные исторические периоды захватывалась гуннами, а также более поздними огузами и османскими туркменами, включавшими в себя различные племена, в том числе и салыров, поэтому версия о туркмено-огузском происхождении данного названия является вполне обоснованной. Ее также подтверждает и украинский исследователь А.Бушаков: «Абу-ль-Гази-хан сообщил предание о переселении в ХIV в. из Ирана в Крым туркмен-салоров. Этноним салор (салгыр), вероятно, сохраняется в гидрониме Салгир». Туркмены салырского происхождения в настоящее время живут в нескольких районах Туркменистана.
Кемерово – происходит от туркменского слова kömür – уголь. Как известно, Кемеровская область России является крупным центром угледобывающей промышленности, поэтому название местности скорее происходит именно от этого туркменского (общетюркского) слова. Другая версия происхождения названия также имеет тюркскую основу: на тюркских языках слово kemer означает - ремень, пояс, склон горы, берег, обрыв, холм, гора.
Русское слово «внук» имеется во многих славянских языках: укр. ону́к, болг. внук, мнук, сербохорв. у̀нук, словенск. vnúk, чешск. vnuk, словацк. vnuk, польск. wnuk, др.-польск. wnęk. Полагаю, что данное слово можно этимологизировать через туркменское слово “ownuk”, что означает «мелкий». Вполне вероятно, что слово «ownuk» использовалось в древности туркменами (огузами) как один из синонимов для обозначения внука, а в связи с тесными контактами тюрков с другими европейскими народами, оно таким образом попало и в славянские языки.
Самой длинной рекой полуострова Крым является Салгир. Название происходит от туркменского (огузского) племени Salyr или Salgyr, одного из 24 древнейших туркменских племен, ведущих свое происхождение от внуков Огуз-хана. Как известно, территория Крыма в различные исторические периоды захватывалась гуннами, а также более поздними огузами и османскими туркменами, включавшими в себя различные племена, в том числе и салыров, поэтому версия о туркмено-огузском происхождении данного названия является вполне обоснованной. Ее также подтверждает и украинский исследователь А.Бушаков: «Абу-ль-Гази-хан сообщил предание о переселении в ХIV в. из Ирана в Крым туркмен-салоров. Этноним салор (салгыр), вероятно, сохраняется в гидрониме Салгир». Туркмены салырского происхождения в настоящее время живут в нескольких районах Туркменистана.
Как указывают археологические данные, мораване, чьи потомки основали средневековое центрально-европейское государство Великая Моравия (822-907 гг.), появились на территории Чехии еще в конце VII - начале VIII в. Известный чешский историк Л.Гавлик отмечает, что это были опытные воины, которые отличались от славян своим совершенным военным искусством, а их тип жилищ, породы лошадей и домашнего скота, вид одежды и ювелирные изделия находят аналогии в Центральной Азии. Авторы «Краткой истории Чехословакии» признают, что ранние мораване использовали тюркские традиции в кузнечном деле, производстве оружия, гончарном и ювелирном деле, которые исчезают к середине IX в. Чешский археолог З.Кленеца, исследовав материалы раскопок на территории Великой Моравии, пришел к заключению, что мораване прибыли к горам Хрибы и Павловским вершинам с территории Туркменистана, и именно из Мервского оазиса. По мнению О. Гундогдыева, название народа «мораване» (чешск. - Moravané) происходит от названия туркменского города Мерв, откуда древние туркмены переселились в Центральную Европу. Также, З.Кланица указывает на большую роль птиц в религиозных представлениях мораван - корона из птичьих перьев моравских правителей, украшения с изображением птиц и т.д. «А ведь имя основателя династии Моймировичей и первого государя Моравии Моймира I можно расшифровать, только опираясь на тюркские языки - Моймир (в тюрк, mamyr) означает «молодая птица».» - пишет О.Гундогдыев в своей книге «Туркмены и народы мира».
В древнегреческом языке слово οἶκος означало «жилище» или «дом». В связи с тем, что ведомые древними огузами (туркменами) тюркские племена заполонили Европу еще во время античности, полагаю, что происхождение данного слова связано с туркменским словом öý - дом. Также, существование туркмено-огузского пласта в этногенезе населения Древней Греции подтверждается идентичностью отдельных традиционных узоров туркмен и древних греков (см. далее фото):
В древнегреческом языке слово οἶκος означало «жилище» или «дом». В связи с тем, что ведомые древними огузами (туркменами) тюркские племена заполонили Европу еще во время античности, полагаю, что происхождение данного слова связано с туркменским словом öý - дом. Также, существование туркмено-огузского пласта в этногенезе населения Древней Греции подтверждается идентичностью отдельных традиционных узоров туркмен и древних греков (см. далее фото):
«Слова
тюркского происхождения начали проникать в язык предков англичан - англов и
саксов в конце IV века, когда они были покорены гуннами-тюрками. В 376 г. вся
Центральная Европа оказалась под властью гуннов и только в 449 г., незадолго до
смерти короля гуннов Аттилы, первые группы англов, саксов и ютов начали
переселяться на Британские острова. Этот процесс переселения длился около 150
лет. Таким образом, прямое влияние тюркской лексики на древнеанглийский язык в
условиях доминирования тюрков над германскими племенами длилось, по меньшей мере,
73 года. Учитывая превосходство тюрков того времени над германскими племенами
как в культурном отношении, так и в воинском деле, то в древнеанглийский язык
должно было войти много тюркизмов, особенно военной, коневодческой
терминологии, а также слов, обозначающих понятия, связанные со структурой
государства.» - пишет в своей статье «Тюркизмы в английском языке» татарский
исследователь Ирек Биккинин.
Британский военный корреспондент ирландского происхождения Эдмунд О’Донован провел в Туркменистане около трех лет во второй половине 19-го века. Вот, что он написал в своей книге «Мервский оазис. Путешествия и приключения к востоку от Каспия в 1879-1880-1881 годах»: «Что касается туркмен и кельтов, то наблюдается любопытная схожесть между именем личности, взятым в название деревни и родовым именем на моей родине. Хасан-Кули (Гули) означает «слуга Хасана», в том же духе как на Востоке говорят «слуга Аллаха», «слуга Мухаммеда» или «слуга Али». В Шотландии есть слово gille – слуга, а в Ирландии имя - “Giolla Patrick” – то есть «слуга святого Патрика». Мое внимание к данному вопросу привлекла удивительная похожесть этих людей на жителей Западной Ирландии. Поразительно подобны типы лиц (подчеркнуто мною - М.Б.), воинственность и выборная система при определении вождя – другие схожие моменты, а кочевая пастушеская жизнь напоминает ту, что вели ранние обитатели кельтских районов Британских островов». В Ирландии есть ряд топонимов, которые можно этимологизировать через туркменский язык: Donegol, где don - возможно от слова doňmak –замерзать и köl – озеро (Г.Шуке); Ardag, где Ar – от туркменского är - человек, мужчина и dag – на туркменском «гора».
Британский военный корреспондент ирландского происхождения Эдмунд О’Донован провел в Туркменистане около трех лет во второй половине 19-го века. Вот, что он написал в своей книге «Мервский оазис. Путешествия и приключения к востоку от Каспия в 1879-1880-1881 годах»: «Что касается туркмен и кельтов, то наблюдается любопытная схожесть между именем личности, взятым в название деревни и родовым именем на моей родине. Хасан-Кули (Гули) означает «слуга Хасана», в том же духе как на Востоке говорят «слуга Аллаха», «слуга Мухаммеда» или «слуга Али». В Шотландии есть слово gille – слуга, а в Ирландии имя - “Giolla Patrick” – то есть «слуга святого Патрика». Мое внимание к данному вопросу привлекла удивительная похожесть этих людей на жителей Западной Ирландии. Поразительно подобны типы лиц (подчеркнуто мною - М.Б.), воинственность и выборная система при определении вождя – другие схожие моменты, а кочевая пастушеская жизнь напоминает ту, что вели ранние обитатели кельтских районов Британских островов». В Ирландии есть ряд топонимов, которые можно этимологизировать через туркменский язык: Donegol, где don - возможно от слова doňmak –замерзать и köl – озеро (Г.Шуке); Ardag, где Ar – от туркменского är - человек, мужчина и dag – на туркменском «гора».
В английском языке слово good означает «благо», «польза», «хороший», «полезный», здоровый» и др. Вариант
этого слова в немецком языке gut имеет такие значения как
«добро», «благо». Учитывая миграцию древних туркмен (огузов) в Европу, можно сделать
уверенное предположение, что данное слово происходит от туркменского gut – «благой», «счастливый».
В туркменском языке имеются такие гласные звуки, как ä и ö, такие согласные как ň, а также z и s (произносятся приглушенно). В английском языке имеются аналоги этих гласных букв, где буква «a» в закрытом слоге произносится как туркменская гласная ä, к примеру в словах: back [bæk], man [mæn], sack [sæk] и многих других. В буквосочетаниях «ir», «er» и «ur», следующих в закрытых слогах, гласная буква произносится практически как туркменский гласный звук ö. Вот несколько примеров таких слов: «burn» [bȝ:n], «sir» [sȝ:], «term» [tȝ:m]. Также, в английском языке имеются аналоги упомянутых туркменских согласных: дифтонг ng произносится как туркменский звук ň, а дифтонг “th” в зависимости от слова – как туркменский приглушенный звук z или s. Данный факт – прямое доказательство влияния туркменского языка на формирование английского языка в глубокой древности, еще до латинизации Европы.
Древнее туркменское слово kent (känd)
обозначает «город», «поселение». Попало ли оно в Европу во время древнейших
тюркских миграций в Европу или может быть после гуннского завоевания
континента? Возможно и то и другое, и производные слова kent мы действительно
обнаруживаем в целом ряде европейских языков: английский язык: country – земля,
отечество, страна, county - округ; валлийский язык - сantref – округ;
древнегреческий язык - κέντρον – центр; ирландский язык - ceantar - округ;
итальянский язык - contado - деревня, округ; латинский язык- сondo - заселять,
обживать. Название английского графства Kent вероятнее всего также происходит
от древнего туркменского слова kent.
В старом
английском языке слово oxe (оксе) означало бык, которое в современном
английском пишется как ox (окс). Название английского города Оксфорд (Oxford, в старину Oxenford)
означает “брод, через который может пройти бык». Название «окс» вероятнее всего
происходит от древнего туркменского (тюркского) слова «окуз»,
означающее «бык» (туркм. öküz). Закономерный
ряд фонетических вариантов данного этнонима: öküz – okuz – okus - oks.
С древних времен кланы Шотландии представляли собой родовые общины с внутренним патриархальным устройством, имеющие общего предка – родоначальника, а также объединенных одним предводителем – вождем. Такая родовая система древних шотландцев (галлов) очень сильно напоминает традиционную систему построения и функционирования родов у туркмен. Само слово «клан» также имеет галльское происхождение (clann на галльском языке) и означает «дети, потомство». Полагаю, что
происхождение этого слова связано с туркменским (общетюркским) словом «оглан»
(туркм. oglan), что означает «мальчик,
юноша», а, как известно, потомство передается по мужской линии. Закономерный
ряд фонетических вариаций этнонима выглядит так: oglan – oclan – clann – clan. О том, что древние галлы были скифского (а значит и тюркского) происхождения
и попали в Шотландию мигрировав с Восточной Европы, проделав длинный путь через
Испанию, Францию и Ирландию еще до н.э., описывается в таких трудах, как Шотландская
декларация Арброта, Книга Завоевания Ирландии, Пиктские Хроники и Энциклопедия Исидора
Севильского.
Туркменское (древнетюркское) слово хан
означает «монарх», «властитель», по сути «глава государства». Происхождение
данного слова связано с туркменским словом ган,
что означает «кровь». Именно люди особого происхождения, т.е. особой крови, могли становиться ханами, а их прямые потомки по мужской линии могли
наследовать данный титул. При завоевании
тюркскими племенами Европы, древнее туркменское слово ган перешло и в североевропейские языки, в первую очередь в
протогерманский язык в форме kunja – семья. В современном английском языке, слово
ган трансформировалось в форму kin, что означает род, кровное родство, порода и т.д. Одновременно, в
значении хан, данное слово перешло в
протогерманский язык как kuningaz, далее в англосаксонский язык как cyning и далее в английский язык как king, что означает «король». Производную слова хан – kuningaz следует этимологизировать следующим образом:
kun означает «хан», а gaz - вероятнее всего одна из форм произношения этнонима огуз (огуз-огаз-газ), т.е. kuningaz – есть древнегерманский вариант словосочетания «хан-огуз» или имени
родоначальника туркмен (огузов) - «Огуз-хан». Слово kuningaz перешло в
славянские языки, образовав хорошо известное слово князь, что означает титул главы феодального монархического
государства или главы удельного государственного образования, а позднее и высший дворянский титул. Как мы видим,
древние тюрки (туркмены-огузы), завоевав Европу, привнесли туда свой титул хан и слово ган, которые фонетически
претерпели некоторые изменения на разных европейских языках, однако сохранили свои изначальные тюркские значения.
Дворянский титул тэн (англ. thegn; англо-саксонский: þeg(e)n; верхненемецкий: degan,
древнескандинавский: thegn) означал
принадлежность к военно-служилой знати Британии в VIII-XI вв. По сути, это титул означал
приближенного короля или королевы (слугу, сопровождающее лицо), занятого на их службе
будь то в замке или выполнявшего их поручения в стране. За свою верную службу тэны получали от монарха земельные наделы, а после XI в. их начали называть рыцарями. Происхождение слова тэн (теген) связано с
тюркским словом тегин (текин, тикин),
которое согласно «Диван лугат ат-Тюрк»
Махмуда Кашгари, также изначально употреблялось в значении «слуга».
Позднее, титул тегин стали
присоединять к именам младших сыновей тюркских ханов (каганов), обладатели
такого звания были принцами крови.
Следы в Германии
Историческая область
Германии, и крупнейшее из земель это
страны в настоящее время – Бавария, на немецком звучит как Bayern. Данное название можно вполне этимологизировать
через туркменский язык как «baý» - богатый и «ýer» - земля. И в
действительности, природа Баварии богата на красивые места – величественные горы
и леса.
Дворянский титул «герцог» (нем. Herzog), известный у
многих европейских народов, означал у древних германцев «военный предводитель, избираемый
родоплеменной знатью». Название исторической области Герцеговина, находящейся в современном
государстве Босния и Герцеговина, происходит от венгерского herceg, что
означало «воевода». Как мы видим, оба этих слова имеют единое происхождение и этимологизируются
через туркменское слово gerçek, что
означает «доблестный, боевой, храбрый».
На немецком языке слово burg означает
«крепость, замок», вариация данного слова в английском языке – borough –
город, что вполне логично, так как в средние века крепости были центрами городов. Это слово присутствует в языках скандинавских народов - borg, в
нидерландском – burcht, оно также перешло в
некоторые другие европейские языки. Вероятнее всего, происхождение слова burg связано
с туркменским словом berk, что означает «крепкий», которое со временем
трансформировалось в понятие «крепость». Производное этого слова bürger означает «горожанин» и
происходит от древнего верхненемецкого слова burgari – «защитники города». Слово bürger можно этимологизировать на основе
древнетуркменского языка таким образом: как уже отмечено burg – berk
(крепость, город) и er
или ar – är
(древнетюркск. и туркм. человек, мужчина), т.е. значение
данного слова на немецком языке как «горожанин» вполне совпадает со значением
на туркменском языке – «человек, проживающий в крепости», впоследствии
«городской человек» или «горожанин».
В древнем
верхненемецком языке слово «ana» означало «бабушка». Очевидно,
что происхождение этого слова связано с туркменским (общетюркским) словом «ene» - мать,
бабушка. В языке древнегерманского племени готов слово «atta» обозначало
«отец». Слово «atta», в несколько измененном виде проникло и во многие славянские языки, к примеру: укр. оте́ць, белор. оце́ц, болг. оте́ц, сербохорв. о̀тац (род. п. о̀ца), словенск. óčе, -étа (от зв. *оtьčе), чешск., словацк. оtес, польск. оjсiес. Учитывая большую древность тюркских народов в сравнении со
славянскими и германскими (к примеру, древние германские руны и скандинавские
руны ведут происхождение от древних тюркских рун, которые были образованы на
основе древних туркменских тамг), а также дальнейшую ассимиляцию многих тюрков
с древними славянами и древними германцами на территории Европы, слово
«atta» необходимо этимологизировать через древнее туркменское слово «ата» - отец,
дед.
М.Байрамов,
Ашхабад,
Туркменистан
۞
Спасибо за публикацию, теперь я ещё более горд за свой род идущий от ОГУЗОВ к Гагаузам
ReplyDelete