О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ АЛАНОВ К ТЮРКАМ (ТУРКМЕНАМ)




Выдержки из статьи М.Байрамова «Туркменские топонимы и этнонимы в древней Центральной Азии»

«Государство Янцай упоминается в «Исторических записках» ханьского историографа II в. до н.э. Сыма Цяня, согласно которому оно располагалась в западной части Большой Центральной Азии к северу от Аральского моря или к востоку от Каспийского моря. В «Поздней истории династии Хань» («Хоу Ханьшу» - I в н.э.) Янцай указывается уже как вассальное образование тюркского государства Кангюй (Хорезм) и называется Аланья (Аланлиао) по наименованию многочисленного и могучего племени аланы (halani согласно терминологии античных авторов), часть которых в IV в. н.э. в составе тюркского гуннского союза племен участвует в Великом переселении народов из Большой Центральной Азии в Европу достигнув Испании и Португалии. Аланы, обитавшие в Северном Причерноморье и Дунайском регионе начиная еще со II до н.э., были известны в древнегреческих источниках под названием роксоланы (Страбон, Артемидор Эфесский, Птолемей и др.). В корне данного термина присутствует слово «окс», что, как отмечено выше, означает тюркский этноним огуз - т.е. слово «роксолан» есть античное восприятие этнонима «огуз-алан».

Средневековые источники Центральной Азии и Восточной Азии также сообщают о том, что аланы относились к туркменам (огузам), при этом прослеживается родоплеменное происхождение древних аланов. Согласно историческому труду «Родословная туркмен» хивинского хана и историка XVII в. Абу-л-Гази, родоначальником аланов был Алан - старший бек главы древнейшей империи огузов Диб-Бакуй-хана - правнука Огуз-хана. Алан происходил из племени языр, входившем в состав упомянутых 24-х древнейших туркменских (огузских) племен – потомков внуков Огуз-хана, а название племени на туркменском языке означает «старший в иле (народе)» (Абу-л-Гази). В средневековых восточноевропейских и кавказских источниках, аланы были также известны под названием асы или ясы. С.П. Толстов считает, что ясы есть одно из названий туркменского (огузского) племени языр, т.е. того же самого племени, из которого происходил древний родоначальник аланов: «Языры обнаруживают несомненное ономастическое сходство с именем ясов-алан. Однако, этого было бы, конечно, мало для сколько-нибудь достоверных выводов. Напомню, однако, что в исторических источниках, языры явно выступают как крайнее юго-западное племя огузов и до их переселения в область Дуруна живут, видимо, в районе Южного Устюрта и Мангышлака, т.е. там, где Аль-Бируни локализует аланов и асов, говоривших еще в начале XI в. на смешанном «хорезмийско-печенежском» языке. Это делает ономастическую связь уже важным историко-этнографическим документом» («Города гузов»). Приведенные данные свидетельствуют в пользу того, что аланы в глубокой древности были частью туркменского (огузского) племени языр, а впоследствии выделились из него в отдельное племя, но с язырами сохранили тесные связи. В позднем средневековье часть туркмен-языров перешла на самоназвание гарадашлы, в настоящее время они проживают в нескольких велаятах Туркменистана. Среди туркмен-текинцев сохранился род под названием язы, а среди туркмен-човдуров - род аса (яса), происхождение которых связано с язырами (асами) (Г.П.Васильева «Этнические компоненты в составе туркмен»; С.Атаныязов).
 
Об этнических связях аланов с другим древним огузо-туркменским племенем свидетельствуют источники империи Тан. Географ VIII в. Ли Цзифу и ученый-историк VIII-IX вв. Ду ЮТундянь») в своих работах пишут о том, что название тюркского племени алан (helan, halan) переводится как «пегая лошадь», на что указывает в своей статье  «Из древнетюркской этнонимики по китайским источникам» известный советский исследователь истории тюркских народов на основе восточноазиатских источников Ю.Зуев: «Не лишне добавить, что в этноним алат-алан письменные источники вкладывают все тот же постоянный смысл - «пегие кони»: «Северяне пегую [лошадь] называют хэлань [алан]»; «Туцзюе называют [пегую] лошадь хэлань». Таким-же термином алан в средние века именовали одно из указанных выше 24-х древнейших туркменских (огузских) племен алайонтли: основа в названии «алайонт» в переводе с туркменского языка означает «пегая лошадь», т.е. имеет то же значение, что и слово алан. Ю.Зуев отмечает, что племя алайонтли и племя хелань-алан есть одно и то-же племя не только из-за совпадения смыслового значения обоих этнонимов, но и из-за идентичности тамг обоих племен: «В «Словаре» Махмуда Кашгарского это наименование встречается несколько раз применительно к разным группировкам «Пегих коней». В одном месте он говорит, что алка-булак — «название тюркского племени». В другом оно фигурирует под названием булак ат… Тот же автор называет племя ула-йондлуг (>ала-йонтлы> - «пеголошадные») в качестве семнадцатого уруга в составе огузов-туркмен. Прямых указаний на их общность, кроме явного семантического тождества этнонимов, нет. Но она представляется бесспорной при сопоставлении известного сейчас тамгового материала некоторых из них (в частности, тамг бома и ала-йонтлы), на чем мы уже имели случай остановиться в другой работе.» Наименование бома – есть один из вариантов наименования племени хэлань, а в переводе с древнекитайского языка означает также «пегая лошадь».  В своей статье «Тамги лошадей из вассальных княжеств» Ю.Зуев приводит изображения тамги племени хэлань-алан согласно древнекитайскому источнику, которая совпадает с тамгой туркменского племени алайонтли согласно «Родословной туркмен» Абу-л-Гази.
 
Племя алан упоминается также среди 45 тюркских телесских племен в династийной хронике государства Тан «Синь Тан шу» в разделе «Повествование о теле» (А.Малявкин «Танские хроники о государствах Центральной Азии»), при этом, анализируя наименования телесских племен, С.П.Толстов пришел к выводу, что часть из них являются огузскими племенами из приведенного выше списка 24-х древнейших огузо-туркменских племен («Города гузов»).
 
Древняя историческая область Центральной Азии Согд (Согдиана), называлась страной аланов (В.Бартольд «Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов»), а согласно танской энциклопедии «Тундянь» также и страной туркмен (T'ö-kü-Möng), что вполне логично, так как термин туркмен стал новым самоназванием огузов в раннем средневековье. Одним из главных доказательств принадлежности аланов к огузам (туркменам) являются антропологические данные: как известно современные туркмены — это единственный центральноазиатский народ, у которого преобладает искусственная деформация черепа - долихокефалия (длинно-узкоголовость); археологические раскопки древних захоронений показали, что аланам также была свойственна долихокефалия.  (Н.Аристов «Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности», Л.Ошанин «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов»). Другими общими чертами алан и туркмен являются наличие красного наряда и некоторых типов конских украшений (А.Росляков «Происхождение туркменского народа»). Известный немецко-американский историк и синолог, один из основателей американской синологии Ф.Хирт был убежден, что туркмены есть потомки покоренных хуннами аланов (В. Бартольд «Общие работы по истории Средней Азии, работы по истории Кавказа и восточной Европы»).
 
В наше время, древний туркменский этноним алан сохранился в наименовании туркменской этнографической группы олам (А.Бахтияров «Потомки «исчезнувших» аланов»; Винников Я.Р. «Родоплеменной и этнический состав населения Чарджоуской области Туркменской ССР и его расселение»; И.Н.Лезина, А.В.Суперанская  «Словарь-справочник тюркских родоплеменных названий»)), рода алам в составе туркменских этнографических групп салыр (Н.Аристов; А.Бахтияров; И.Н.Лезина, А.В.Суперанская) и йомут, рода аланлар в составе туркменской этнографической группы ходжа (Демидов С.М. «Туркменские овляды»; С.Атаныязов) и рода аланлы в составе туркмен-памыков (С.Атаныязов). В степях южнее реки Атрек сохранился вал под названием Гызыл-Алан, на месте которого в древности была крепость, построенная туркменами-аланами. На полуострове Мангышлак сохранилась крепость Алан-гала, принадлежавшая туркменам-аланам, ныне проживающим в Лебапском велаяте Туркменистана (А.Бахтияров), там-же, в районе озера Батыр (Карагие), были найдены древние аланские погребения (К.М. Скалон «О культурных связях восточного Прикаспия в позднесарматское время».) На территории исторического Хорезма обнаружен ряд топонимов, связанных со средневековыми туркменами-аланами: развалины крепости Алан-кала в юго-восточной части Устюрта (С.П.Толстов «Древний Хорезм»), урочище Кырк-Алан на правом берегу Амударьи и канал Алан-яб на левом берегу (Г.П.Снесарев), развалины крепости Ходжамияр-Алан и одноименный канал  в северной части урочища Вас Дашогузского велаята Туркменистана (Б.И. Вайнберг «Топонимика как источник по истории туркмен Хорезма»).»

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ