ОГУЗЫ И ТУРКМЕНЫ (ТУРКОМАНЫ)
О древнем родоначальнике туркменского народа Огуз-хане и об
основных 24-х изначальных туркменских (огузских) племенах, ведущих свое
происхождение от его внуков, имеется целый ряд исторических трудов, написанных
еще в средние века. Это, прежде всего, знаменитый труд жившего в 13-14 вв.
историка Фазлаллаха Рашид ад-Дина «Джами ат-таварих» (Сборник
летописей),
а также труды туркменского историка 15 в. Языджы-оглы Али "Огуз
бойлары", туркменского историка 16 в. Салар Баба "Всеобщая
история" и эпический труд хивинского хана и историка 17 в. Абу-л-Гази «Родословная
туркмен». Также, известна поэма туркменского поэта 17-18 вв. Нурмухаммеда
Андалиба на данную тему «Огуз-наме».
Необходимо отметить, что существует целый ряд этнонимов,
которыми туркмены именовались в исторических источниках разных стран и регионов
на протяжении последних как минимум полутора тысячи лет: тюрки (турки, торки),
огузы (узы, гузы), туркмены (туркоманы), не говоря уже о чисто племенных
названиях. Самыми распространенными самоназваниями нашего народа на протяжении
последней, как минимум, тысячи лет были "огуз" и "туркмен",
но в некоторых работах последних десятилетий на тему истории происхождения
огузов (туркмен) делаются попытки искусственного разделения этих двух
этнонимов. Попробуем обратиться к историческим трудам средневековых авторов, а
также написанным на их основе трудам авторитетных историков 20-го века, и
попытаемся наглядно продемонстрировать, что огузы есть туркмены.
ОГУЗЫ (ТУРКМЕНЫ)
Известный средневековый историк
10-11 вв. Абу-ль-Фазл Бейхаки является автором работы «Та’рих-и Бейхаки» в
30-томах, в которой описывается история династии Газневидов. До нашего времени
сохранилась лишь малая часть этого произведения, которая в русском переводе
издавалась в 1962 г. и 1969 г. под названием «История Масуда (1030-1941)». На
протяжении всего произведения, Бейхаки использует этноним «туркмен» для
обозначения огузов.
Выдающийся тюркский филолог и лексикограф 11-12 вв. Махмуд Кашгари, живший в государстве Караханидов, в своем знаменитом произведении "Диван лугат ат-турк" ("Словарь тюркских наречий") пишет: "Огуз - одно из тюркских племен (кабиле), они же туркмены. Они состоят из 22 родов (боти). У каждого рода их знак и клеймо для животных, по которым они узнают друг друга." Как мы видим, автор говорит о том, что другим наименованием народа огузов является «туркмены».
В своем историческом произведении
"Таба`и ал-хайван" известный врач и историк 12 в. Шараф ал-Заман
ат-Тахир Марвази, живший в туркменском городе Мерв, который в то время входил в
состав империи туркмен-сельджуков, пишет: “После
того как гузы (огузы – М.Б.) сделались соседями областей Ислама, часть их
приняла ислам и стала называться туркменами. Между ними и теми гузами, которые
не приняли ислам, началась вражда. Число мусульман среди гузов умножилось, а
положение ислама у них улучшилось. Мусульмане взяли верх над неверными,
вытеснили их из Хорезма в сторону поселений печенегов. Туркмены
распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом,
так что завладели большей их частью и стали царями и султанами". Здесь
известный средневековый автор отмечает что те огузы, которые приняли ислам
стали именовать себя туркменами, при этом мы видим, что этнически это все тот-же самый народ
огузов.
В своем эпическом
историческом труде «Джами ат-таварих» (Сборник летописей), который является одним из самых
основополагающих трудов по истории тюркских народов, известный государственный деятель и историк
государства Хулагуидов 13-14 в. Фазлаллах Рашид ад-Дин, указывает, что названия народа «огуз» и «туркмен» использовались практически
как синонимы: «С
течением времени эти народы разделились на многочисленные роды, [да и] во
всякую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения и каждое
по определенной причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам,
каковой народ теперь в целом называют туркменами [туркман], они же
разделяются на кипчаков, калачей, канлы’ев, карлуков и другие относящиеся к ним
племена.». Интересным также является тот факт, что в древности и средние
века все упомянутые крупные тюркские племена были частью огузов (туркмен).
Необходимо также упомянуть одно из самых известных
исторических произведений о происхождении тюркских народов «Родословная
туркмен», написанное хивинским ханом и историком 17 в. Абу-л-Гази, в котором
прослеживается вся родословная туркмен с глубокой древности до времен огузов и
Огуз-хана и далее вплоть до средневековья. Вот, что пишет Абу-л-Гази о
причинах, побудивших его написать это произведение:
"...Туркменские
муллы, шейхи и беки прослышали, что я хорошо знаю историю; и вот однажды все
они пришли [ко мне] и сказали: “У нас [в народе] есть много [разных списков]
сказания об Огузе (Огуз-намa), но нет [ни одного] хорошего: все они [полны]
ошибок и друг с другом не сходятся; каждый из них в своем роде.” И когда они
высказали просьбу: “Было бы хорошо, если бы была одна правильная, достойная
доверия история”, я уважил их просьбу. ". Советский историк
О.Туманович, проведя тщательное изучение и анализ «Родословной туркмен», в
своей книге «Туркменистан и туркмены», изданной в Ашхабаде в 1926 г., пишет о
нижеследующем: «Легенда, по обыкновению,
ведет происхождение туркменского народа с незапамятных «библейского» характера
времен, но первоначальная группировка туркменских племен определенно
связывается с определенной личностью фактически существовавшего героя
«Огуз-хана»… Итак, он объединил все тюрко-монгольские народы, причем
образовалось крепкое царство «Огузов». Собственно «огузами» назывались его основные
приверженцы, а все после к ним присоединившиеся и покоренные ими – назывались
«уйгурами». Нынешние «туркмены» являются именно истинными «огузами», причем
именно Огуз-хан оставил им родовые значки – «тамга»».
Общеизвестно,
что главенствующим народом государства Гёк-Тюрк (Тюркского каганата) были огузы,
а соответствующее племенное объединение называлось – токуз-огузами («союз
девяти огузских племен»). В этой связи, можно привести цитаты известного российского
и советского историка В.Бартольда, который, как известно, был одним из
основателей российской школы востоковедения:
-
«Гузз (гузы) - арабское обозначение
тюркского народа огузов. Так, по-видимому, назывался большой народ, который в
VI в. н.э. объединил все племена от Китая до Черного моря в одну кочевую
империю: в орхонских надписях VIII в. этот народ называется также токуз-огуз («девять
огузов»), следовательно, он делился на девять племенных подразделений». – (“Работы по истории и филологии
тюркских и монгольских народов”).
В.Бартольд также упоминает и о более позднем самоназвании
огузов – «туркмен», которым огузы начали именовать себя с VII-VIII вв., с
принятием ислама:
-
«Каково бы ни было прежнее значение огузского народа в
Восточной Азии, он после событий VIII и XIX веков, все больше сосредотачивается
на западе, на границе переднеазиатского культурного мира, которому суждено было
подвергнуться в XI веке нашествию огузов, или, как их называли только на
западе, туркмен» («Сочинения»).
- «Впоследствии
название туркмен осталось за одними огузами; постепенно термин огуз как
название народа было совершенно вытеснено словом туркмен» - («Очерк истории
туркменского народа»);
В.Бартольд,
будучи переводчиком на русский язык туркменского (огузского) героического эпоса
«Книга о мое деде Коркуде» («Горкут-ата»), в своей работе «Турецкий эпос и
Кавказ» пишет: «В другом месте я
имел случай говорить о высоких достоинствах прежнего туркменского творчества,
между прочим о воинственном поэте Кёр-Оглу, популярном и среди
кавказских туркмен, имя которого, как имя автора некоторых песен, встречается и
в записях Н. Я. Марра. Но и эта поэзия не могла бы выдержать никакого
сравнения с памятником средневекового туркменского эпоса, сохранившимся только
в одной рукописи, неизвестно какими путями попавшей в Дрезден. Рукопись носит
заглавие «Книга о моем деде Коркуде, на языке племени огузов» («огузы» —
прежнее название туркменского народа) и была переписана мною (раньше о ней были
только крайне скудные сведения) еще в студенческие годы (1891—1892 гг.).»
Другой известный советский историк-востоковед,
член-корреспондент Академии Наук СССР и один из авторов первого издания
международной «Энциклопедии Ислама» А.Ю.
Якубовский в своем докладе “Китаб-и Коркуд” и его значение для изучения
туркменского общества в эпоху раннего средневековья”, прочитанном на научной конференции
в Ташкенте, и где идет речь о том-же самом эпосе “Горкут-ата”, также использует
наименования “огуз”
и “туркмен”
как синонимы:
- «Огузский эпос, записанный
в XV в. на
территории Азербайджана и Армении под названием «Книга о моем деде Коркуде на
языке племени огузов» имеет исключительное значение для изучения туркменского
общества в эпоху раннего средневековья»;
- «Было бы слишком смелым пытаться отнести данные “Китаб-и
Коруд” к определенному столетию в прошлом. Однако мы имеем полное право
использовать эти данные при уяснении и построении картины общественной жизни
домонгольских и даже домусульманских огузов (туркмен)».
Азербайджанский историк Р.Шукюрова в введении к тексту туркменского (огузского) героического
эпоса «Огуз-наме», изданного в Баку в 1987 г. также ставит знак равенства между этнонимами
«огуз» и «туркмен»:
- «Огузы, которые
с XI в.
носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в
Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке. Из их среды вышли также
представители династии Сельджукидов и Османов».
Как мы видим из приведенных выше средневековых
источников и мнении авторитетных историков последнего столетия, этноним
«туркмен» является более поздним самоназванием народа огузов, а огузы и
туркмены – есть один и тот же народ!
ЭТНОНИМ ТУРКМЕН (ТУРКОМАН)
В последнее время, мы видим попытки
некоторых исследователей истории «создать» некий отдельный средневековый народ
под названием «туркоманы», который жил к западу, юго-западу и югу от
Каспийского моря на территории современных Азербайджана, Ирана, Турции и ряда
арабских стран. Попробуем разобраться в том, откуда возникло данное
название, и какое оно имеет отношение к туркменам.
Около тысячи лет назад туркмены были
самым многочисленным этносом в Центральной Азии. После образования Сельджукской
империи в 11 в., во главе которого стояло туркменское (или огузское) племя гынык
(кынык), массы туркмен переселяются из Центральной Азии на Средний и Ближний
Восток и в Малую Азию, положив тем самым начало процессу массовой туркменизации
(тюркизации) этих регионов. После завоевания войсками Чингиз-хана Центральной
Азии в 13 веке, теснимые им туркмены начинают еще более массовые миграции в
западном направлении. В результате второго этапа туркменских завоевательных
миграций, образуется несколько десятков малых туркменских государств-бегликов
(бейликов): один из таких бегликов, Османский, во главе с туркменским племенем
гайы (кайы), вырастает впоследствии в могущественную Османскую империю. Другое
туркменское племенное объединение Гарагоюнлы (Каракоюнлу) образует одноименное
мощное государство и продолжает, начатую при сельджукском государстве Атабеков,
массовую туркменизацию территории, которая ныне известна как Азербайджан
(включая его иранскую часть). Вот что пишет на эту тему известный венгерский
путешественник 19 века Арминий Вамбери в своем произведении «Путешествие по
Средней Азии»: «Туркмены во многом способствовали тюркизации северных областей
Персии, особенно во время правления атабеков в Иране, и большая часть тюркского
населения Закавказья, Азербайджана, Мазендерана и Шираза, бесспорно,
туркменского происхождения.»
В различных европейских исторических
источниках, наименование «туркмен» нередко передается в форме «туркоман»,
которая, вероятнее всего, происходит от персидского произношения этнонима
туркмен – «торкоман» или «торкемен» (к примеру, в Иране есть город
Бендер-Торкаман, означающий «туркменский порт», где преобладающим населением
являются туркмены). Вполне естественно, что на разных языках произношение
названия одного и того-же народа может быть отличным от произношения на
языке-оригинале, к примеру, по-арабски слово «туркмены» произносится как
«терекеме».
В прошлые века в России туркмен
именовали «трухменами» или тоже «туркоманами». Приведем цитату на данную тему
из московского журнала Соймонова от 1785 года: "Издавна россияне и татары
ездили из Астрахани компаниями на малых судах и там имели торги с трухменцами
или туркоманами». А вот другой российский источник конца 18-го века, в котором
ставится знак равенства между тюркским населением, живущим как на восточных
берегах Каспия (Туркменистан), так и на его западных берегах (Азербайджан):
"Туркоманы или древние Терекеменские Татары составляют без малейшей
примеси настоящий Татарский народ, обитающий издавна по восточным и западным
берегам Каспийского моря, и говорящий Татарским языком по Турецкому
наречию" (Описание всех обитающих в Российском государстве народов,
Императорская Академия наук, СПб, 1799). (Тут следует отметить, то термин
«татарский» применялся раннее в Российской империи в отношении всех
тюркоговорящих народов, в настоящее время используется термин «тюркский»).
В авторитетной Библиотеке всемирного
наследия (World Heritage Library) на тему этнонимов «огуз», «туркмен» и
«туркоман» говорится: «Терминами «туркмен» и «туркоман» зачастую обозначали
тюрков-огузов мусульманской веры (азербайджанцев, турков Турции,
центральноазиатских тюрков) в разные периоды истории. Несмотря на то, что этот
термин в основном использовался для огузов Центральной Азии, имя «туркмен» или
«туркоман» когда-то применялся также и к азербайджанцам и туркам Турции,
тем-самым обозначая различие между тюрками и тюрками не-мусульманами. К
примеру, многие источники до начала современной эры писали, что крупнейший
компонент населения Азербайджана состоял из «туркоманских племен». Упоминание
наименования «туркмен» в исторических книгах, которое используется в основном
для азербайджанцев и турков Турции, просто означает «тюрки-мусульмане» или
«западные тюрки-мусульмане», что означает «тюрки-огузы». Согласно «Энциклопедии
Британника», наименование «туркмен» является синонимом наименования «огуз».
Турецкий историк Йилмаз Озтуна представляет почти такое-же определение
наименования «туркмен». Он называет туркмено-огузское или западно-тюркское
население османами, азербайджанцами и туркменами (Туркменистан)».
Советский историк Д.Еремеев в своей
книге «Этногенез турок» также приводит сообщения средневековых источников о
туркменах, массово мигрировавших на запад в средние века и упоминает слово
«туркоман» как синоним слова «туркмен»: «В конце XI в. в византийских хрониках
впервые упоминаются туркмены, проникшие в Малую Азию. Анна Комнина называет их
туркоманами. После завоевания Малой Азии сельджуками, основную массу которых
составляли туркмены, этот этноним надолго становится обозначением тюркских
племен Анатолии во многих исторических источниках. Так, в хронике Ибн Биби,
охватывающей период с 1188 по 1282 г., в отношении тюркских племен Малой Азии,
как отметил В. А. Гордлевский, употребляется слово «туркмены»; Гильом де Рубрук
(середина XIII в.) также упоминает о туркменах; Марко Поло (конец XIII в.) тоже
пишет о туркменах и Турцию называет Туркменией; Ибн Баттута (30-е годы XIV в.)
описывает Анатолию как страну туркмен; Тимур в письмах к османскому султану
Баязиду I Йылдырыму (конец XIV — начало XV в.) называет османских турок,
очевидно по старой традиции, туркменами; путешественники первой половины XV в.
де ля Брокьер и Тафур называют Киликию Туркменией».
В последние несколько веков,
предшествовавших 20-му веку, разные народы (государства) по разному называли
азербайджанцев: азербайджанские татары, персы, каджары, аджамы, падары и др.
Однако, судя по всему, самоназванием азербайджанских тюрков вплоть до начала 20-го
века все еще было «туркмен». Такой вывод можно сделать на основе статьи из
российского Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона за 1907-1909 гг.:
«Азербайджан или Азербейджан (древн. Атропатена), сев. запад. провинция Персии,
на русской границе, на Армян. горной возвышенности, 104 т. кв. км., около 1
милл. ж. (армяне, туркмены, курды). Гл. продукты: хлопок, сушеные фрукты, соль.
Главный город Тавриз.».
Европейские и американские авторы именовали
и продолжают именовать, в том числе и центральноазиатских туркмен, по привычке,
«туркоманами». Приведем несколько примеров в подтверждение данных слов:
- Работа «Туркменские племена»
британского журналиста Эдмонда О’Донована, который во второй половине 19 века
побывал в Туркменистане. Название его статьи в оригинале звучит как «The
Turcoman Tribes (1882)» и в ней описываются такие туркменские племена как теке,
сарыки, арсары и другие, проживающие на территории собственно Туркменистана.
- В известной книге Питера Хопкирка
«Большая игра» (“The Great Game”), опубликованной в 1990 г., рассказывается о
соперничестве между российской и британской империями в 19-м веке за контроль над
Центральной Азией. Одна из глав книги называется “The Last Stand of the
Turkomans”, и в ней описывается известное Гёк-Депинское сражение между
туркменами-текинцами Туркменистана и царскими войсками генерала Скобелева.
- В словаре Merriam-Webster,
издаваемого в США с 1828 г., дается нижеследующее определение этнониму
«Туркоман» (Turkoman): «Представитель тюрко-говорящего, традиционно кочевого
народа, проживающего, в основном, в Туркменистане, Афганистане и Иране».
Как мы видим из вышеизложенного,
исторически не существовало какого-либо отдельного этнонима «туркоман», а
данное слово было лишь одним из вариантов произношения древнего этнонима
«туркмен», которым себя стали именовать огузы, принявшие ислам. Потомками этих
туркмен, описанных во многих древних и средневековых источниках, являются
следующие народы:
- Современные туркмены Туркменистана,
а также Узбекистана, северо-востока Ирана, Афганистана, Пакистана, Казахстана и
России. Необходимо также отметить, что большие группы исторических туркмен
(огузов) наряду с другими этносами приняли самое активное участие в формировании таких народов как казахи, каракалпаки, узбеки, татары и башкиры
(С.Агаджанов);
- Туркмены, несколько столетий назад
мигрировавшие с территории Туркменистана и остальной Центральной Азии на
территорию современных Ирана и Азербайджана, являются предками азербайджанских
тюрков, проживающих ныне в этих странах;
- Туркмены, ушедшие много столетий
назад опять-таки с территории нашей страны и остальной Центральной Азии далее
на территорию арабских стран и Малой Азии, являются предками современных
туркмен и турков Турции (а также Греции и Болгарии), туркмен Ирака, Сирии,
Иордании и Палестины.
М.Байрамов,
Ашхабад,
Туркменистан
Comments
Post a Comment