ОГУЗЫ И ТУРКМЕНЫ (ТУРКОМАНЫ)

О древнем родоначальнике туркменского народа Огуз-хане и об основных 24-х изначальных туркменских (огузских) племенах, ведущих свое происхождение от его внуков, имеется целый ряд исторических трудов, написанных еще в средние века. Это, прежде всего, знаменитый труд жившего в 13-14 вв. историка Фазлаллаха Рашид ад-Дина «Джами ат-таварих» (Сборник летописей), а также труды туркменского историка 15 в. Языджы-оглы Али "Огуз бойлары", туркменского историка 16 в. Салар Баба "Всеобщая история" и эпический труд хивинского хана и историка 17 в. Абу-л-Гази «Родословная туркмен». Также, известна поэма туркменского поэта 17-18 вв. Нурмухаммеда Андалиба на данную тему «Огуз-наме».  

Необходимо отметить, что существует целый ряд этнонимов, которыми туркмены именовались в исторических источниках разных стран и регионов на протяжении последних как минимум полутора тысячи лет: тюрки (турки, торки), огузы (узы, гузы), туркмены (туркоманы), не говоря уже о чисто племенных названиях. Самыми распространенными самоназваниями нашего народа на протяжении последней, как минимум, тысячи лет были "огуз" и "туркмен", но в некоторых работах последних десятилетий на тему истории происхождения огузов (туркмен) делаются попытки искусственного разделения этих двух этнонимов. Попробуем обратиться к историческим трудам средневековых авторов, а также написанным на их основе трудам авторитетных историков 20-го века, и попытаемся наглядно продемонстрировать, что огузы есть туркмены. 


ОГУЗЫ (ТУРКМЕНЫ)

Известный средневековый историк 10-11 вв. Абу-ль-Фазл Бейхаки является автором работы «Та’рих-и Бейхаки» в 30-томах, в которой описывается история династии Газневидов. До нашего времени сохранилась лишь малая часть этого произведения, которая в русском переводе издавалась в 1962 г. и 1969 г. под названием «История Масуда (1030-1941)». На протяжении всего произведения, Бейхаки использует этноним «туркмен» для обозначения огузов.

Выдающийся тюркский филолог и лексикограф 11-12 вв. Махмуд Кашгари, живший в государстве Караханидов, в своем знаменитом произведении "Диван лугат ат-турк" ("Словарь тюркских наречий") пишет: "Огуз - одно из тюркских племен (кабиле), они же туркмены. Они состоят из 22 родов (боти). У каждого рода их знак и клеймо для животных, по которым они узнают друг друга." Как мы видим, автор говорит о том, что другим наименованием народа огузов является «туркмены».

В своем историческом произведении "Таба`и ал-хайван" известный врач и историк 12 в. Шараф ал-Заман ат-Тахир Марвази, живший в туркменском городе Мерв, который в то время входил в состав империи туркмен-сельджуков, пишет: “После того как гузы (огузы – М.Б.) сделались соседями областей Ислама, часть их приняла ислам и стала называться туркменами. Между ними и теми гузами, которые не приняли ислам, началась вражда. Число мусульман среди гузов умножилось, а положение ислама у них улучшилось. Мусульмане взяли верх над неверными, вытеснили их из Хорезма в сторону поселений печенегов. Туркмены распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом, так что завладели большей их частью и стали царями и султанами". Здесь известный средневековый автор отмечает что те огузы, которые приняли ислам стали именовать себя туркменами, при этом мы видим, что этнически это все тот-же самый народ огузов.

В своем эпическом историческом труде «Джами ат-таварих» (Сборник летописей), который является одним из самых основополагающих трудов по истории тюркских народов, известный государственный деятель и историк государства Хулагуидов 13-14 в. Фазлаллах Рашид ад-Дин, указывает, что названия народа «огуз» и «туркмен» использовались практически как синонимы: «С течением времени эти народы разделились на многочисленные роды, [да и] во всякую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения и каждое по определенной причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами [туркман], они же разделяются на кипчаков, калачей, канлы’ев, карлуков и другие относящиеся к ним племена.». Интересным также является тот факт, что в древности и средние века все упомянутые крупные тюркские племена были частью огузов (туркмен).

Необходимо также упомянуть одно из самых известных исторических произведений о происхождении тюркских народов «Родословная туркмен», написанное хивинским ханом и историком 17 в. Абу-л-Гази, в котором прослеживается вся родословная туркмен с глубокой древности до времен огузов и Огуз-хана и далее вплоть до средневековья. Вот, что пишет Абу-л-Гази о причинах, побудивших его написать это произведение:
"...Туркменские муллы, шейхи и беки прослышали, что я хорошо знаю историю; и вот однажды все они пришли [ко мне] и сказали: “У нас [в народе] есть много [разных списков] сказания об Огузе (Огуз-намa), но нет [ни одного] хорошего: все они [полны] ошибок и друг с другом не сходятся; каждый из них в своем роде.” И когда они высказали просьбу: “Было бы хорошо, если бы была одна правильная, достойная доверия история”, я уважил их просьбу. ". Советский историк О.Туманович, проведя тщательное изучение и анализ «Родословной туркмен», в своей книге «Туркменистан и туркмены», изданной в Ашхабаде в 1926 г., пишет о нижеследующем: «Легенда, по обыкновению, ведет происхождение туркменского народа с незапамятных «библейского» характера времен, но первоначальная группировка туркменских племен определенно связывается с определенной личностью фактически существовавшего героя «Огуз-хана»… Итак, он объединил все тюрко-монгольские народы, причем образовалось крепкое царство «Огузов». Собственно «огузами» назывались его основные приверженцы, а все после к ним присоединившиеся и покоренные ими – назывались «уйгурами». Нынешние «туркмены» являются именно истинными «огузами», причем именно Огуз-хан оставил им родовые значки – «тамга»».

Общеизвестно, что главенствующим народом государства Гёк-Тюрк (Тюркского каганата) были огузы, а соответствующее племенное объединение называлось – токуз-огузами («союз девяти огузских племен»). В этой связи, можно привести цитаты известного российского и советского историка В.Бартольда, который, как известно, был одним из основателей российской школы востоковедения:
- «Гузз (гузы) - арабское обозначение тюркского народа огузов. Так, по-видимому, назывался большой народ, который в VI в. н.э. объединил все племена от Китая до Черного моря в одну кочевую империю: в орхонских надписях VIII в. этот народ называется также токуз-огуз («девять огузов»), следовательно, он делился на девять племенных подразделений». – (“Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов”).

В.Бартольд также упоминает и о более позднем самоназвании огузов – «туркмен», которым огузы начали именовать себя с VII-VIII вв., с принятием ислама:
- «Каково бы ни было прежнее значение огузского народа в Восточной Азии, он после событий VIII и XIX веков, все больше сосредотачивается на западе, на границе переднеазиатского культурного мира, которому суждено было подвергнуться в XI веке нашествию огузов, или, как их называли только на западе, туркмен» («Сочинения»).
- «Впоследствии название туркмен осталось за одними огузами; постепенно термин огуз как название народа было совершенно вытеснено словом туркмен» - («Очерк истории туркменского народа»);

В.Бартольд, будучи переводчиком на русский язык туркменского (огузского) героического эпоса «Книга о мое деде Коркуде» («Горкут-ата»), в своей работе «Турецкий эпос и Кавказ» пишет: «В другом месте  я имел случай говорить о высоких достоинствах прежнего туркменского творчества, между прочим о воинственном поэте Кёр-Оглу,  популярном и среди кавказских туркмен, имя которого, как имя автора некоторых песен, встречается и в записях Н. Я. Марра. Но и эта поэзия не могла бы выдержать никакого сравнения с памятником средневекового туркменского эпоса, сохранившимся только в одной рукописи, неизвестно какими путями попавшей в Дрезден. Рукопись носит заглавие «Книга о моем деде Коркуде, на языке племени огузов» («огузы» — прежнее название туркменского народа) и была переписана мною (раньше о ней были только крайне скудные сведения) еще в студенческие годы (1891—1892 гг.).»

Другой известный советский историк-востоковед, член-корреспондент Академии Наук СССР и один из авторов первого издания международной «Энциклопедии Ислама» А.Ю. Якубовский в своем докладе “Китаб-и Коркуд” и его значение для изучения туркменского общества в эпоху раннего средневековья”, прочитанном на научной конференции в Ташкенте, и где идет речь о том-же самом эпосе “Горкут-ата”, также использует наименования огуз и туркмен как синонимы:
- «Огузский эпос, записанный в XV в. на территории Азербайджана и Армении под названием «Книга о моем деде Коркуде на языке племени огузов» имеет исключительное значение для изучения туркменского общества в эпоху раннего средневековья»;
- «Было бы слишком смелым пытаться отнести данные “Китаб-и Коруд” к определенному столетию в прошлом. Однако мы имеем полное право использовать эти данные при уяснении и построении картины общественной жизни домонгольских и даже домусульманских огузов (туркмен)».

Азербайджанский историк Р.Шукюрова в введении к  тексту туркменского (огузского) героического эпоса «Огуз-наме», изданного в Баку в 1987 г.  также ставит знак равенства между этнонимами «огуз» и «туркмен»:
- «Огузы, которые с XI в. носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке. Из их среды вышли также представители династии Сельджукидов и Османов».

Как мы видим из приведенных выше средневековых источников и мнении авторитетных историков последнего столетия, этноним «туркмен» является более поздним самоназванием народа огузов, а огузы и туркмены – есть один и тот же народ!  

ЭТНОНИМ ТУРКМЕН (ТУРКОМАН)

В последнее время, мы видим попытки некоторых исследователей истории «создать» некий отдельный средневековый народ под названием «туркоманы», который жил к западу, юго-западу и югу от Каспийского моря на территории современных Азербайджана, Ирана, Турции и ряда арабских стран. Попробуем разобраться  в том, откуда возникло данное название, и какое оно имеет отношение к туркменам.

Около тысячи лет назад туркмены были самым многочисленным этносом в Центральной Азии. После образования Сельджукской империи в 11 в., во главе которого стояло туркменское (или огузское) племя гынык (кынык), массы туркмен переселяются из Центральной Азии на Средний и Ближний Восток и в Малую Азию, положив тем самым начало процессу массовой туркменизации (тюркизации) этих регионов. После завоевания войсками Чингиз-хана Центральной Азии в 13 веке, теснимые им туркмены начинают еще более массовые миграции в западном направлении. В результате второго этапа туркменских завоевательных миграций, образуется несколько десятков малых туркменских государств-бегликов (бейликов): один из таких бегликов, Османский, во главе с туркменским племенем гайы (кайы), вырастает впоследствии в могущественную Османскую империю. Другое туркменское племенное объединение Гарагоюнлы (Каракоюнлу) образует одноименное мощное государство и продолжает, начатую при сельджукском государстве Атабеков, массовую туркменизацию территории, которая ныне известна как Азербайджан (включая его иранскую часть). Вот что пишет на эту тему известный венгерский путешественник 19 века Арминий Вамбери в своем произведении «Путешествие по Средней Азии»: «Туркмены во многом способствовали тюркизации северных областей Персии, особенно во время правления атабеков в Иране, и большая часть тюркского населения Закавказья, Азербайджана, Мазендерана и Шираза, бесспорно, туркменского происхождения.» 

В различных европейских исторических источниках, наименование «туркмен» нередко передается в форме «туркоман», которая, вероятнее всего, происходит от персидского произношения этнонима туркмен – «торкоман» или «торкемен» (к примеру, в Иране есть город Бендер-Торкаман, означающий «туркменский порт», где преобладающим населением являются туркмены). Вполне естественно, что на разных языках произношение названия одного и того-же народа может быть отличным от произношения на языке-оригинале, к примеру, по-арабски слово «туркмены» произносится как «терекеме». 

В прошлые века в России туркмен именовали «трухменами» или тоже «туркоманами». Приведем цитату на данную тему из московского журнала Соймонова от 1785 года: "Издавна россияне и татары ездили из Астрахани компаниями на малых судах и там имели торги с трухменцами или туркоманами». А вот другой российский источник конца 18-го века, в котором ставится знак равенства между тюркским населением, живущим как на восточных берегах Каспия (Туркменистан), так и на его западных берегах (Азербайджан): "Туркоманы или древние Терекеменские Татары составляют без малейшей примеси настоящий Татарский народ, обитающий издавна по восточным и западным берегам Каспийского моря, и говорящий Татарским языком по Турецкому наречию" (Описание всех обитающих в Российском государстве народов, Императорская Академия наук, СПб, 1799). (Тут следует отметить, то термин «татарский» применялся раннее в Российской империи в отношении всех тюркоговорящих народов, в настоящее время используется термин «тюркский»).

В авторитетной Библиотеке всемирного наследия (World Heritage Library) на тему этнонимов «огуз», «туркмен» и «туркоман» говорится: «Терминами «туркмен» и «туркоман» зачастую обозначали тюрков-огузов мусульманской веры (азербайджанцев, турков Турции, центральноазиатских тюрков) в разные периоды истории. Несмотря на то, что этот термин в основном использовался для огузов Центральной Азии, имя «туркмен» или «туркоман» когда-то применялся также и к азербайджанцам и туркам Турции, тем-самым обозначая различие между тюрками и тюрками не-мусульманами. К примеру, многие источники до начала современной эры писали, что крупнейший компонент населения Азербайджана состоял из «туркоманских племен». Упоминание наименования «туркмен» в исторических книгах, которое используется в основном для азербайджанцев и турков Турции, просто означает «тюрки-мусульмане» или «западные тюрки-мусульмане», что означает «тюрки-огузы». Согласно «Энциклопедии Британника», наименование «туркмен» является синонимом наименования «огуз». Турецкий историк Йилмаз Озтуна представляет почти такое-же определение наименования «туркмен». Он называет туркмено-огузское или западно-тюркское население османами, азербайджанцами и туркменами (Туркменистан)». 

Советский историк Д.Еремеев в своей книге «Этногенез турок» также приводит сообщения средневековых источников о туркменах, массово мигрировавших на запад в средние века и упоминает слово «туркоман» как синоним слова «туркмен»: «В конце XI в. в византийских хрониках впервые упоминаются туркмены, проникшие в Малую Азию. Анна Комнина называет их туркоманами. После завоевания Малой Азии сельджуками, основную массу которых составляли туркмены, этот этноним надолго становится обозначением тюркских племен Анатолии во многих исторических источниках. Так, в хронике Ибн Биби, охватывающей период с 1188 по 1282 г., в отношении тюркских племен Малой Азии, как отметил В. А. Гордлевский, употребляется слово «туркмены»; Гильом де Рубрук (середина XIII в.) также упоминает о туркменах; Марко Поло (конец XIII в.) тоже пишет о туркменах и Турцию называет Туркменией; Ибн Баттута (30-е годы XIV в.) описывает Анатолию как страну туркмен; Тимур в письмах к османскому султану Баязиду I Йылдырыму (конец XIV — начало XV в.) называет османских турок, очевидно по старой традиции, туркменами; путешественники первой половины XV в. де ля Брокьер и Тафур называют Киликию Туркменией».

В последние несколько веков, предшествовавших 20-му веку, разные народы (государства) по разному называли азербайджанцев: азербайджанские татары, персы, каджары, аджамы, падары и др. Однако, судя по всему, самоназванием азербайджанских тюрков вплоть до начала 20-го века все еще было «туркмен». Такой вывод можно сделать на основе статьи из российского Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона за 1907-1909 гг.: «Азербайджан или Азербейджан (древн. Атропатена), сев. запад. провинция Персии, на русской границе, на Армян. горной возвышенности, 104 т. кв. км., около 1 милл. ж. (армяне, туркмены, курды). Гл. продукты: хлопок, сушеные фрукты, соль. Главный город Тавриз.». 

Европейские и американские авторы именовали и продолжают именовать, в том числе и центральноазиатских туркмен, по привычке, «туркоманами». Приведем несколько примеров в подтверждение данных слов: 
- Работа «Туркменские племена» британского журналиста Эдмонда О’Донована, который во второй половине 19 века побывал в Туркменистане. Название его статьи в оригинале звучит как «The Turcoman Tribes (1882)» и в ней описываются такие туркменские племена как теке, сарыки, арсары и другие, проживающие на территории собственно Туркменистана. 
- В известной книге Питера Хопкирка «Большая игра» (“The Great Game”), опубликованной в 1990 г., рассказывается о соперничестве между российской и британской империями в 19-м веке за контроль над Центральной Азией. Одна из глав книги называется “The Last Stand of the Turkomans”, и в ней описывается известное Гёк-Депинское сражение между туркменами-текинцами Туркменистана и царскими войсками генерала Скобелева.
-  В словаре Merriam-Webster, издаваемого в США с 1828 г., дается нижеследующее определение этнониму «Туркоман» (Turkoman): «Представитель тюрко-говорящего, традиционно кочевого народа, проживающего, в основном, в Туркменистане, Афганистане и Иране». 

Как мы видим из вышеизложенного, исторически не существовало какого-либо отдельного этнонима «туркоман», а данное слово было лишь одним из вариантов произношения древнего этнонима «туркмен», которым себя стали именовать огузы, принявшие ислам. Потомками этих туркмен, описанных во многих древних и средневековых источниках, являются следующие народы:
- Современные туркмены Туркменистана, а также Узбекистана, северо-востока Ирана, Афганистана, Пакистана, Казахстана и России. Необходимо также отметить, что большие группы исторических туркмен (огузов) наряду с другими этносами приняли самое активное участие в формировании таких народов как казахи, каракалпаки, узбеки, татары и башкиры (С.Агаджанов);
- Туркмены, несколько столетий назад мигрировавшие с территории Туркменистана и остальной Центральной Азии на территорию современных Ирана и Азербайджана, являются предками азербайджанских тюрков, проживающих ныне в этих странах;
- Туркмены, ушедшие много столетий назад опять-таки с территории нашей страны и остальной Центральной Азии далее на территорию арабских стран и Малой Азии, являются предками современных туркмен и турков Турции (а также Греции и Болгарии), туркмен Ирака, Сирии, Иордании и Палестины.

М.Байрамов, 
Ашхабад, Туркменистан

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

КЮЗЕЛИГЫР – ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА