ГОРОДА ЮЖНОГО ТУРКМЕНИСТАНА КАК ЦЕНТРЫ РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ (IX-XII вв.)

 


Г.Т.Оразмухаммедова

 

В Средние века одним из самых приметных явлений был ин­тенсивный рост городов, товарного производства, денежной тор­говли.

 

Города, расположенные на территории созданных туркменами государств, как политические, экономические и культурные центры были известны не только на Востоке, но и во всем мире. Они имели большое значение в сохранении политической стабильности, в развитии международных торговых отношений, ремесла и культуры. Уровень развития государства, как правило, определялся состоянием его городов. Во времена благополучия и процветания государства они развивались, расширялись, становились красивее и приобретали славу.

 

На территории Туркменистана располагались такие города, как Мерв, Ниса, Дехистан, Амуль, Данданакан, Меане, Абиверд и др. Торгово-ремесленный характер этих городов нашел свое отражение в археологических материалах и письменных исторических источниках. В средневековых исторических источниках приводятся ценные сведения об этих городах. В трудах арабских авторов ат­Табари (IX­-X вв.), ибн Батута (XIV в.), ал-Истахри (X в.), ал-Мукаддеси (X в.) и других приводятся наиболее интересные сведения о развитии городского ремесла, организации и ведении торговли в городах Южного Туркменистана.

 

Наличие городов и развитого городского хозяйства является важным условием для создания рынков. По сведениям византийских, сирийских и китайских источников, основными товарами караванной торговли между Востоком и Западом являлись шелк, стекло, драго­ценные камни, краски, ароматизированные изделия. Немного позже наряду с перечисленными изделиями большим спросом пользова­лись товары для роскоши - домашняя утварь, сделанное из золота, серебра и бронзы высококачественное оружие, ювелирные и ковровые изделия, породистые лошади, дорогостоящие ткани. С течением времени эти товары стали определять караванную тор­говлю и изменения цен внутреннего рынка. Основная часть этих товаров производилась в городах Туркменистана, которые распола­гались на перекрестке торговых путей.

 

Географическое положение Туркменистана, расположенного на стыке различных культур и цивилизаций, определило ему роль места, соединяющего континенты. С периода появления первых международных торговых трасс (II в. до н. э.) и до их замирания (XV в.) регион служил связующим звеном между Азией и Европой. Несмотря на особенности географической среды (множество без­водных пустынь, горные перевалы) и вследствие этого особую сложность перехода по территории, на протяжении тысячелетий это был один из надежных и безопасных путей сообщения между Востоком и Западом. Недаром издревле туркменскую землю име­новали «перекрестком семи дорог света». Торгово-экономические взаимоотношения играли важную роль в истории развития общест­ва, так как они способствовали распространению не только товаров и сырьевых ресурсов, но и научных, духовных достижений, эконо­мически и культурно сближая народы. Нередко по безопасным ка­раванным путям следовали не только купцы и торговцы, но и с от­ветственными миссиями отправлялись в путь послы, гонцы, поли­тики, дипломаты и паломники. Зачастую они отправлялись в путь в составе караванов и проходили все маршруты основных ветвей Ве­ликого шелкового пути. В этих случаях караваны бывали достаточ­но большими.

 

Вдоль трасс торговых магистралей строились города. Однако не только торговые связи стимулировали возникновение и развитие городов. В этом процессе наблюдается их равная взаимозависимость, поскольку при возникновении торговые магистрали в первую оче­редь устремлялись к уже существующим городам. Трассы Великого шелкового пути прошли через все значительные, появившиеся задолго до его возникновения города. Даже после того как Великий шелко­вый путь утратил свое значение международной торговой трассы, наиболее значительные города продолжили свое существование и процветание.

 

IX-XII вв. считаются периодом расцвета международной кара­ванной торговли и товарно-денежных отношений. В это время на Востоке значительно растет количество монетных дворов. На тер­ритории Туркменистана были монетные дворы, производящие зо­лотые, серебряные динары и дирхемы (Ходжаниязов 1977: 24). Из существовавших в то время монетных дворов в Центральной Азии пять находились в Туркменистане. Это монетные дворы Мерва, Дехистана, Мерверуда, Серахса и Хорезма (Куняургенча). Ибн Хордадбек в своем труде «Китаб ал-месалик ва-л-мемалик» пере­числяет суммы хараджа с туркменских городов, причитавшиеся в 827 г. в казну халифа. Среди них Мере Шахиджан - 1 147 000, Ни­са - 893 400, Абиверд - 700 000, Серахс - 307 440 дирхем (МИТТ 1939: 145). Вероятно, доходы для покрытия таких налогов шли от торговли.

 

В исторических источниках упоминаются названия Мерва, Серахса и Нисы как мест развитых товарно-денежных отношений в Туркменистане. В крупных городах базары были не только местом торговли, но и центром ремесленного производства. Ткачество яв­лялось наиболее массовым и широко распространенным видом про­изводства. Ткани изготавливались из шерсти, льна, хлопка и шелка. Предметом роскоши считались ткани, производимые в Мерве, Нисе, Абиверде. Помимо ткачества в городах также было сосредоточено стекольное, гончарное, кожевенное, ювелирное производство, кото­рое обеспечивало всем необходимым не только внутренний, но и внешний рынок. К примеру, мервские ткани пользовались славой на всей территории халифата вплоть до Магриба (Беленицкий и др. 1973: 271), а технология изготовления цветного стекла широко ис­пользовалась в Китае и других странах Азии.


 

Возросшая масса товаров требовала более новых форм ведения и организации торговли. В средневековом городе не было четкой границы между ремесленником и торговцем. Зачастую ремеслен­ники сами продавали свои изделия прямо из мастерской, находя­щейся на базаре. И все-таки между ремесленником-производи­телем и настоящим купцом (таджир) была большая разница. Про­фессиональный купец, связанный с внешней торговлей, относился к верхушке городского общества. Туркменские купцы вели ожив­ленную торговлю со странами булгар, Восточной Европы, Китаем и Индией. Как бы ни был богат купец, в те времена в одиночку вес­ти торговлю с далекими странами было рискованно и сложно, к тому же расходы, связанные с дорогой и безопасностью, были так высоки, что никакая прибыль, деньги, товары не могли окупить ни расходы, ни вложенный труд. Отсюда и появилось на Востоке, в том числе и в Туркменистане, существовавшее с древних времен объединение купцов для караванной торговли. Караван был не только способом вывоза товаров и людей, но и важным инструмен­том ведения торговли.

 

Город не только производил, но и торговал. В средневековых источниках авторов больше интересовала торговля, чем ремесло, и пишут они прежде всего о товарах.

 

Рынок Мерва славился не только в Туркменистане, но и во всем мире. Основные мировые торговые пути проходили через него. Мерв был центром сбора всех товаров, которые прибывали со всех караванных торговых путей, а затем их отправки в нужные места - в страны, где был большой спрос на эти товары. Поэтому в любое время года склады-амбары Мерва были переполнены различными товарами. Это способствовало тому, что город стал важным эконо­мическим и политическим центром Востока. Ибн Хордадбек так описывает Мерв: «...Мерв, это самый известный из округов Хораса­на... В нем производятся лучшие из одежд Хорасана» (МИТТ 1939: 148). Ал-Истахри в труде «Китаб месалик ал-мемалик», не скрывая восхищения, пишет: «Мерв, далее, лучший из городов Хорасана от­носительно съестных припасов; хлеб в Мерве таков, что более чисто­го и приятного на вкус хлеба нет в Хорасане, а сухие плоды Мерва - виноград и прочее предпочитаются таковым из других мест; славит­ся изобилием их Герат, но вкусом и достоинством превосходят мервские. На отменность мервских плодов указывает то, что дыни режут­ся ломтями и вывозятся в Ирак» (Там же: 174). О средневековой тор­говле Мерва ученый-археолог Г. Ханмурадов пишет: «В древние, Средние века Мерв был крупнейшим культурным оча­гом, центром внутренней и международной торговли. Высоким спросом пользовались гончарные изделия Мерва. Найденные в Термезе, Самарканде и других местах гончарные изделия свиде­тельствуют о том, что они были сделаны руками мастеров Мерва. На базарах Мерва по самой высокой цене скупались ходовые турк­менские товары, такие как ковры, ткани из верблюжьей пряжи, по­родистые лошади, конские снаряжения» (Hanmyradow 2004: 14).

 

А каково было строение мервского базара? Средневековые ис­торики, такие как ал-Истахри, ал-Мукаддеси, отмечают, что базар Мерва отличался своей чистотой и продуманностью внутреннего строения. В центре базара Мерва находился покрытый куполом главный торговый центр, а возле него - рынок обмена денег и ка­раван-сараи. От центра базара в разные стороны простирались улицы, в каждой из них находились кварталы (мяхелле) мастеров, про­изводящих тот или иной вид ремесленных изделий. Опираясь на источники, можно определить, что на базаре Мерва были улицы мастеров гончарных дел, железных изделий, ткачества, кожевни­ков, оружейников, сапожников, ювелиров и др. Крытые базары имелись также в Земме, Амуле и других городах (Беленицкий и др. 1973: 297). Если принимать во внимание сведения современников, то площадь Мерва в XI-XII вв. составляла не менее 1500-1800 га. Этот показатель намного превосходит размеры современных Мер- ву городов Западной Европы. Таким образом, Мерв остается круп­нейшим городом Средней Азии и одним из крупнейших на мусуль­манском Востоке. С расширением территории города, увеличением его населения, а также числа управленческих и культурных учреж­дений росли и базары. В связи с этим в городе появляются опреде­ленные трудности. Поэтому находившийся ранее в центре города рынок был перенесен на окраину города (рабат). В итоге мастерские кустарников и ремесленников, дуканы, различные учреждения, кото­рые обслуживали базар, переместились на окраину города. Это, в свою очередь, повысило значение рабата.

 

В развитии торговых и культурных отношений между Цен­тральной Азией, Средним Востоком и Европой имел большое зна­чение центральный город Хорезма Ургенч (Куняургенч). Арабы называли Куняургенч «ал-Джурджания», а Решидеддин величал его «царством ремесленников». Наиболее интересно описание города у ал-Истахри: «На южной стороне Аму-Дарьи находится большой город под названием Джурджания. Он является самым большим городом Хорезма... Он - место торговли с гузами, и отсюда от­правляются караваны в Гурген, царство Хазар и Хорасан» (МИТТ 1939: 178). Как известно, в 1Х и Х вв. шла обширная торговля меж­ду Средней Азией и Волгой; шли ли караваны к Каспию или к Вол­ге через степи - Хорезм служил складочным местом товаров (Сева­стьянов 1929: 3). Арабские источники сообщают, что караваны с товарами постоянно ходят из Булгарии в Хорезм и наоборот. Неиз­вестный автор «Худудул-алем» («Границы мира»), подчеркивая важное значение Ургенча, отмечает, что город известен своими удивительными товарами и является вратами на пути в Туркестан. «Город является местом сбора купцов. Он состоит из двух городов - внутреннего и внешнего», - отмечается в источнике (МИТТ 1939: 216). Ургенч рос каждый день, и в нем было много воды. Вода дос­тавлялась из Аму-Дарьи до ворот Ургенча. По словам ал-Мукаддеси, «Джурджания - главный город Хорасанской стороны, он на Джейхуне, так что вода омывает его края... У ворот ал- Хаджжаджа находится дворец, построенный ал-Мамуном, в нем удивительные ворота, каких нет во всем Хорасане, а сын его Али построил пред ним другой замок, у ворот которого площадь. на ней продаются бараны» (Там же: 188). В IX-X вв. базар Ургенча был одним из важных центров бойкой торговли и товарооборота не только в Центральной, но и в Передней Азии. На 160 базарах города шла торговля. Город имел четыре входа, тысячи караван-сараев об­служивали гостей Ургенча. Из Хорезма привозили соболей, степных лис, коз, мумие, стрелы, белую кору деревьев, телпеки (шапки), рыб­ный клей, мед, лесные орехи, воинские доспехи, березу, мелкий скот и коров. И в нем производились виноград, кишмиш, кунжут, разно­цветная одежда, прекрасные материи, замки, различные краски, луки для самых сильных людей, особый сыр, рыба.

 

В исторических источниках Серахс также называется одним из мест развитой торговли. По сведениям ал-Истахри, Серахс по своей величине равнялся половине Мерва и являлся складочным местом для грузов из окрестных городов Хорасана. Как торговый город Серахс прославился своей зерновой культурой, он обеспечивал Нишапур продовольствием. С трех сторон Серахс окружал рабат, в нем находились торговые и ремесленные ряды, и там же был большой базар. Ал-Мукаддеси, отмечая важное значение Серахса в торговле и его расположение на перекрестке торговых путей, писал: «Серахс. Место, где пересекаются караванные дороги. В этом городе невоз­можно чувствовать нехватку какого-нибудь товара, караваны идут то с одной, то с другой стороны» (Türkmenistanyn... 1992: 63).

 

В X-XI вв. Абиверд был большим городом Хаверана, располо­женного между Серахсом и Нисой. Ал-Мукаддеси описывает город коротко, но очень точно: «Абиверд нравится мне больше, чем Ни­са, его базар лучше, город богат и у него плодородная почва» (МИТТ 1939: 201).

 

Город Амуль также является одним из торговых городов Восто­ка. Газневидский властитель Масут говорил, что в Амуле много ты­сяч людей, если с каждого брать по динару, получится много тысяч динаров. Когда в 1035 г. султан Масут Газналы прибыл в Амуль, до­вольные горожане встретили его торжественно. Историки того вре­мени, описывая это событие, подчеркивали, что по лицам людей было видно, что они сытые и бодрые, чувствовались признаки благополу­чия, все дуканы были открыты, лица людей веселые. Ал-Мукаддеси пишет, что «Амуль - населенный город. Все города этой области на­селенные и изобилуют жизненными благами. Он находится в фарсахе от берега в сторону Хорасана, в нем много поместий... В нем изоби­лие воды и прекрасные поместья на краю песков. В нем крытые рын­ки, и из него вывозится хороший виноград.» (МИТТ 1939: 189). Амуль пользовался достаточным экономическим благополучием и был очень выгоден из-за своего узлового положения на перекрестке караванной дороги из Хорасана в Мавераннахр и речного пути из об­ластей верхнего и среднего течения Аму-Дарьи в оазис ее дельты.



 

Ниса тоже считалась богатым городом Туркменистана. Его ве­личина была равна Серахсу, а, по ал-Истахри, в Х в. город был вполовину тогдашнего Мерва. Город состоял из шахристана и укрепленного рабада, превосходившего его по площади в 15 раз. Запись ал-Мукаддеси о том, что в Нисе имеется 70 улиц, окутан­ных зелеными садами, ясно свидетельствует о вышесказанном. По словам ал-Мукаддеси, «Ниса - город обширный, здоровый и краси­вый, изобилующий водой и жизненными благами; в нем деревья переплетаются друг с другом, плоды прекрасны, соборная мечеть изящна; хлеб чист; базар расположен рядами, в нем есть ценные и редкие вещи» (Там же: 201). Здесь было много воды и садов; вода была проведена в дома; улицы были чисты; культурные почвы от­личались плодородием. Город был окружен стеной с десятью воро­тами (Севастьянов 1929: 4). Ниса являлась особым этрапом, объе­диняющим в себе несколько городов. В его состав входили города Исфинакан, Джармукан, Ферава и Шахристан, которые имели свои базары. Более значителен был рабат Ферава с тремя рядами стен и рвом. От города Нисы этот рабат отстоял на четыре дня пути. По описанию ал-Истахри



, внутри рабата был источник и около него огороды; жителей было около тысячи.

 

Во времена Сельджукидов город Мане также был одним из важных экономических очагов государства. Составитель биогра­фии известного туркменского пира-святого Манебаба Мухаммед ал-Мунаввер писал: «Мане является процветающим и густонасе­ленным городом. Поэтому говорят, что в караван-сарае под назва­нием Идрис, что находится у подножья крепости города, имеются сорок весов» (МИТТ 1939: 344).

 

Авторы того времени приводят целый список товаров, экспор­тируемых из Хорасана, в частности из Мерва, Нисы, Абиверда, Серахса, на внешний рынок, а также продающихся на местных рын­ках. Вот неполное перечисление этих товаров: шелковые и хлопковые ткани, шахиджанские головные уборы (чалма), халаты, шер­стяная одежда, нитки, кунжут и кунжутное масло, шкуры лис, охотничьи птицы, льняные дорожки, зерно, коровы, верблюды, ба­раны, козы, сыры, саманы, мед, мыло, рис, орехи, баклажаны, кишмиш, топленое масло, виноградное варенье, инжир, гранат, травы для получения красок, кожа, золото, кошмы, ковры, кони, мулы, дыни и др.

 

Велико было значение караван-сараев для ведения торговых дел на караванном пути. Одним из самых больших караван-сараев был Даяхатын, находящийся на территории Биратинского этрапа на левобережье Аму-Дарьи.

 

 

Даяхатын является четырехгранным сооружением, на внешней стене которого были 23 комнаты с отдельными входами. Двери комнат были защищены от ветра и дождя большим навесом- верандой.

 

В числе привалов, подобных караван-сараю Даяхатын, можно назвать караван-сараи Акджагала (по пути Мерв - Амуль), ал-Эсгер (на территории Каракумского этрапа), караван-сараи крепости Наджар и средневекового села Шираз (на территории Серахского этрапа) и др.

 

Таким образом, в рассматриваемый период на территории Юж­ного Туркменистана заметен бурный рост городов и городского хо­зяйства. Возросшие торговые обороты, усовершенствование ремес­ленного производства значительно меняет и внешний облик города. В IX-XII вв. города отличались высоким для своего времени уров­нем благоустройства. Рост числа ремесленников, потребности внутреннего и внешнего рынка способствовали появлению узкой специализации и разделению труда. Письменные источники и ар­хеологические находки свидетельствуют о многообразии и ассор­тименте изделий, обеспечивавших потребности населения и выво­зившихся в дальние страны.

 

Литература

 

Беленицкий, А. М., Бентович, И. Б., Большаков, О. Г. 1973. Сред­невековый город Средней Азии. Л.: Наука.

Массон, М. Е. 1966. Средневековые торговые пути из Мерва в Хо­резм и в Мавераннахр (в пределах Туркменской ССР). Труды Южно- Туркменистанской археологической экспеДиции. Т. XIII. Ашхабад: Туркменистан.

Материалы по истории туркмен и Туркмении: в 2 т. (МИТТ) Т. 1. Арабские и персидские источники / под ред. С. Л. Волина, А. А. Ромаскевича и А. Ю. Якубовского. М.; Л.: Ин-т востоковедения, 1939.

Севастьянов, И. 1929. Странички прошлого Туркмении и сопредель­ных с нею стран. Ашхабад: Туркменское гос. изд-во.

Ходжаниязов, Т. 1977. Денежное обращение в государстве Великих Сельджуков. Ашхабад: Ылым.

Hanmyradow, G. 2004. Sarahs - kerwen yollarynyn çatrygynda. Aşgabat.

Türkmenistanyn taryhy boyunça hrestomatiya. Aşgabat, 1992.


Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ