К.БОСВОРТ О ПРАВЯЩИХ ТУРКМЕНСКИХ ДИНАСТИЯХ
«В 478/1085 г. после ожесточенных сражений эти владения были завоеваны и включены в состав Сельджукской империи. Последний Марванид, Мансур, прожил в Джазират Ибн ‘Умар до 489/1096 г.; но на протяжении ближайших столетий Дийарбакру суждено было находиться под контролем туркменских династий.»
«Однако в Дийарбакре местное курдское княжество с центром в Хисн Кайфе пережило Тимуридов, и эта линия династии Айюбидов была уничтожена только туркменами Ак-Коюнлу.»
«В XV в. своими главными врагами мамлюки считали османских султанов. В качестве буферного государства в Западном Дийарбакре мамлюки сохраняли туркменское княжество Зулгадыр-огуллары и оказывали поддержку Караманидам.»
«В 569/1174 г. Йемен был завоеван Айюбидом Туран-шахом, братом Саладина. Айюбидские династы правили здесь до 626/1229 г., когда сын ал-Малика ал-Камила, Салах ад-дин Йусуф, вынужден был покинуть эту страну. Преемники Айюбидов, Расулиды, тем не менее продолжали политику своих предшественников: они переняли айю'бидскую систему титулов и способствовали распространению суннитского ислама в Йемене, где существовали давние традиции шиизма — по крайней мере во внутренних горных районах. Хотя историк Расулидов ал-Хазраджи возводит генеалогию Расула к прародителю южных арабов Кахтану, в действительности по происхождению он был туркменом из огузов и служил гонцом (расул) при аббасидском халифе».
«Разгром византийцев в Анатолии при Малазгирде (Манцикерте) в 463/1071 г. открыл Малую Азию для набегов туркмен. Они-то и подготовили почву для возникновения различных местных тюркских княжеств. Брат Малик-шаха Тутуш вместе с сыновьями и внуками составили младшую ветвь Сельджукидов, правившую некоторое время в Алеппо и Дамаске. Сельджукские отряды проникли даже на территорию Аравийского полуострова — вплоть до Йемена и Бахрейна. В Кирмане племянник Тогрыла Кавурд основал местную династию, которая просуществовала в течение полутора веков, пока в 582/1186 г. эту провинцию не захватили огузы из Хорасана.»
«Будучи туркменской династией в районе, основательно обжитом туркменами, артукидское государство сохранило многие специфические туркменские черты (ср., напр., появление в их титулатуре типично туркменского обозначения для гази: Алп/Алпы «воин, герой»). Продолжая опираться на туркменские элементы, Артукиды в то же время, по-видимому, завоевали и расположение многочисленных христиан среди населения Дийарбакра…Последние Артукиды оказались в окружении союза туркменских племен Кара-Коюнлу, и в 811/1408 г. Артукид ас-Салих был вынужден сдать город Мардин предводителю Кара-Коюнлу, Кара-Йусуфу.»
«Династия атабеков Салгуридов правила в Фарсе около ста двадцати лет—вначале в качестве данников Сельджукидов, а затем, в XIII в.,—хорезмшахов и монголов. По происхождению они были туркменами. Племя салгур (или салур) пришло на запад, по-видимому, в период сельджукских завоеваний и приняло активное участие в создании Румийского султаната. Основатель династии Салгуридов в Фарсе, Сонкур, воспользовался войнами и распрями, происходившими в правление сельджукского султана Мас‘уда ибн Мухаммада, чтобы укрепить свои позиции в Южном Иране…»
«Данишмендины. Первоначально власть этой туркменской династии распространялась на район Северной Анатолии вокруг городов Токат, Амасья и Сивас. Основатель династии, Данишменд, стал известен в Анатолии как борец за веру (гази) во время смуты, последовавшей за смертью Сельджукида Рума, Сулаймана ибн Куталмыша.»
«Караманиды были самой сильной и долговечной тюркской династией в Анатолии, которая возвысилась в одно время с османами, но в конце концов была ими поглощена. Они происходили, по-видимому, из туркменского племени афшар.»
«Начальная история османов окутана легендами, и для периода до 1300 г. мы располагаем лишь небольшим количеством надежных фактов. Род их происходит, по-видимому, из огузского рода кайыг и в свое время стоял во главе группы кочевников в Малой Азии. Таким образом, они представляли собою часть большой волны туркмен, которые пришли с востока и оттеснили византийцев... Ряды их войска постоянно пополнялись вновь прибывшими с востока туркменами, которые горели желанием выступить против христиан в качестве газиев, борцов за веру. От этих-то газиев и ведет начало воинственный дух османской династии, благодаря которому османы расширили свои владения, достигли процветания и в конце концов поглотили все другие, более инертные тюркские эмираты.»
«На западе поражение, нанесенное Тимуром Осману Байазиду I под Анкарой в 805/1402 г., на несколько десятилетий отсрочило поглощение туркменских эмиратов Анатолии османскими султанами.»
«В 761/1360 г. Увайс завоевал Азербайджан и утвердил свое главенство в Фарсе над погрязшими в распрях Музаффаридами. Однако его преемникам пришлось преодолевать растущую силу туркмен Кара-Коюнлу в Дийарбакре и отражать вторжения в Азербайджан (через Кавказ) честолюбивых ханов Золотой Орды.»
«Конфедерация племен Кара-Коюнлу («Черные бараны») составилась из туркмен, оттесненных к востоку вторжениями монголов. Правящий род этого союза происходил, по-видимому, из огузского рода ивэ. Их ставка находилась к северу от озер Ван и Урмия, откуда они постепенно распространили свое влияние на Азербайджан и пограничные районы Восточной Анатолии…В политическом плане возвышение Кара-Коюнлу означало конец владычества ильханов в Ираке и в Западном Иране, а также провал попытки Тимуридов сохранить свою власть на западе. В этническом плане концентрация туркмен ускорила уже достаточно далеко зашедший процесс, в результате которого Азербайджан стал по преимуществу тюркским (и этнически и по языку).»
«Ак-Коюнлу («Белые бараны») представляли собой конфедерацию туркменских племен с центром в Дийар-бакре. Правящая верхушка Ак-Коюнлу вышла из старинного огузского рода байундур, и уже в середине XIV в. византийские источники упоминают о набегах этого клана на Трапезунт.»
«Афшары… Надир был вождем афшаров, туркменского племени, обитавшего в Северном Хорасане. Здесь, в родных местах, Надир впоследствии построил свою крепость и казнохранилище— Кал'ат-и Надири.»
«Туркменское племя каджар поселилось близ Астрабада на Каспийском побережье, вероятно, со времени монголов. Позже они вошли в число семи крупнейших туркменских племен, выступивших на стороне первых Сефевидов в составе кызылбашской группировки.»
К.Э.Босворт «Мусульманские династии»
Comments
Post a Comment