О ЧИСЛЕННОСТИ ТУРКМЕН И УЗБЕКОВ ХОРЕЗМА В 16 ВЕКЕ

«Население ханства распадалось на три группы, резко отличавшиеся одна от другой как в этническом, так и в культурно-экономическом отношениях; на этой почве создавались постоянно противоречия, усиливавшиеся в условиях беспокойных феодальных войн между ханами и главарями племен.

Население городов и земледельческих селений составляли прямые потомки древних жителей Хорезма, впитавшие в себя многочисленные пришлые, главным образом, тюркские элементы, и подвергавшиеся уже к этому времени полному отуречению по своему языку. Это были носители земледельческой и городской культуры. В их руках находились торговая и ремесленная деятельность, а также и земледелие. При широко практиковавшейся раздаче „суюргалей" племенной знати и крупным чиновникам, стремившимся выжать возможно большие доходы с отданных им земель, оседлые земледельцы попадали в зависимое полукрепостное положение. Кроме того, они должны были нести многочисленные натуральные повинности по ремонту оросительных сооружений, дорог, крепостных стен и т. д. На крестьянство и горожан падала также главная тяжесть и налогового бремени.

Вторую значительную этническую группу составляли туркменские племена, расселенные, как указано, к западу и югу от оседлых районов ханства, а частично и внутри их. Они занимались преимущественно скотоводством. Дженкинсон любопытными чертами обрисовывает кочевое население ханства, проживавшее на обширных пространствах от восточного побережья Каспийского моря до Шахрк Вазира. Они, по его словам, не строили ни городов, ни селений, кочевали с места на место со своим скотом, которого у них было большое количество…

Распадаясь на многочисленные роды и колена, туркмены не выступали как единая сила, что и привело в XVI в. к подчинению их хивинскими ханами…

Туркмены платили налоги с земледельческих угодий (1/10 часть урожая) и со скота; племя адаклы-хызр должно было, кроме того, поставлять хану нуке¬ров (слуг или гвардию). Дополнительно с туркмен взималась дань „на ханский котел*, исчислявшаяся десятками тысяч баранов. Подати взимались в пользу не только хана, но и отдельных представителей ханского дома.  Воинственные и подвижные туркменские племена играли значительную роль как в междоусобных, так и во внешних войнах хивинских ханов, нередко оказывая решающее влияние на исход тех или иных событий, как например, в войнах Хаджим-хана и его сыновей с Абдулла-ханом.

Включение туркмен в сферу экономических и политических от¬ношений соседних феодальных государств способствовало ускорению процессов феодализации внутри туркменских племен с их прочно еще сохранившимися родовыми пережитками. Этот процесс усиливался постепенным переходом туркменской родовой знати на службу к хи¬винским ханам, что приводило к еще большему разъединению туркменских племен и укреплению власти над ними узбекских фео-далов…

Узбеки, составлявшие третью, наиболее влиятельную этническую группу, переселившись в Хорезм вместе с Ильбарсом позд¬нее, сохранили и здесь кочевой образ жизни и деление на племена и роды. Узбекские племена Хорезма делились на четыре главных группы кият-кунграт, уйгур-найман, канглы-кипчак и нукус-мангыт, составлявшие сложные объединения из различных, как показывают их на¬именования, этнических элементов. Во главе этих объединений стояли инаки, которых было четыре, по числу главных упомянутых групп. В политической жизни страны, в особенности в последующие времена, инаки играли очень большую роль, соперничая зачастую с ханами, бывшими нередко правителями только по имени.

Правящая верхушка узбекских родов «белая кость» (в отличие от простого народа —.черной кости“) составляла полуфеодальную племенную знать. Значение этой господствующей верхушки усиливалось тем, что в их руках собирались относительно крупные средства, получаемые от военной добычи и от доходов с земель, которые обрабатывались трудом зависимого земледельческого населения и, вероятно, рабов. Рабами являлись преимущественно иранцы и русские, захваченные в плен при грабительских набегах туркмен на Иран и ногайцев на окраины Московского государства. Хорезм в XVI в., как и позднее, являлся крупнейшим невольничьим рынком в Средней Азии, и здесь был большой спрос на рабов.»

Источник: «История народов Узбекистана», двухтомник, Авторы: Тревер К.В., Якубовский А.Ю., Воронец М.Э., Издательство: Изд. АН УзССР, Ташкент, Год: 1947-1950

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ