О ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ ТУРКМЕН ХОРЕЗМА В 17-18 ВВ.


БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ АСПЕКТ ЖИЗНИ КОЧЕВЫХ ТУРКМЕН В XVII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА

В XVII - первой четверти XVIII в. большая часть туркменских племён вела кочевой образ жизни, занималась охотой, скотоводством и торговлей. Помимо этих мирных занятий, туркмены участвовали в военных операциях и промышляли разбойничьими нападениями на торговые караваны.

На протяжении первой половины XVII в. шла непрерывная вооружённая борьба между туркменской и узбекской военной знатью за преобладание в Хорезме, за контроль над основными торговыми путями Иногда кочевые туркменские племена использовали свои навыки ведения боевых действий для поддержки одного из претендентов на престол, чтобы впоследствии с его помощью укрепить своё положение в государстве. Так, в 1624 г хан Исфендияр. набрав воинов из среды туркмен, напал на Хиву и убил своего брата Ильбарса, затем, опять же с помощью туркменских воинов, занял Ургенч, сместив другого своего брата - Абеша. Междоусобицы между узбекскими царевичами на этом не закончились. Борьбу за власть продолжил младший брат Исфендияра - Абулгази, отличившийся не только как полководец и государственный деятель, но и как историк. Неудачу в борьбе за хивинский престол в 20-х гг. XVII в Абулгази объяснял тем. что «на помощь Хиве пришли ополчения из абульханских и манкышлакских тюркменов».

Историк и будущий хан оставил описание битвы с туркменами, которое позволяет сделать выводы относительно их боевой тактики. Узбеки во главе с Абулгази атаковали врага, который вскоре «обратился в бегство... Чтобы нам |войскам Абулгази] не остаться без добычи, мы бросились на коней: но когда, севши на коней, приблизились к нему, увидели, что он, сосредоточив свои силы..., построился в боевой порядок». Теперь уже войска Исфендияр-хана. состоявшие из узбеков и туркмен, нападали на расстроенные. вследствие преследования врага, ряды узбеков Абулгази. Расстройство порядка в войске Абулгази ещё больше способствовало удивление, которое испытали его воины при виде мгновенно восстановившего боевой строй неприятеля, который, казалось, был обращен в паническое бегство. Битва продолжилась без успеха для войск Абулгази, поэтому он вынужден был просить перемирия. Хан Исфендияр хотел вероломно использовать только что заключённый договор, чтобы заставить войска противника покинуть окопы, после чего можно было с легкостью истребить сто. Эта задача была возложена на туркмен. Однако, последние отказались выполнить приказ и тем самым нарушить договор о перемирии. Вместо этого они совершили «наезд на ханакагских сартов» и только затем присоединились к войскам Исфендияр хана. Таким образом, кочевые туркмены отличались хорошей военной подготовкой и владели тактикой позволявшей им обманным путем дезориентировать противника. В то же время повествование Абулгази свидетельствует о приверженности туркмен традиции соблюдения договора.

Когда Абулгази воцарился на престоле, хивинские туркмены не пожелали ему подчиниться и признали власть бухарскою хана Надир-Мухаммеда. Такой оборот событий не был случаен. Дело в том. что Абулгази, будучи недоволен усилившимися при Исфендияр хане позициями туркмен в Хиве, начал войну, направленную на подчинение туркменских племен узбекской военной знати. Эта борьба за преобладание в Хорезме приняла крайне ожесточенный характер в 40-х начале 50-х гг. XVII в. Туркмены сражались не в одиночку, к ним примкнули узбеки, недовольные правлением Абулгази: «часть хивинцев от хана отложилась и сошлась с тюрхменскими с кочевными людьми». Стремление Абулгази поставить все туркменские племена в полную зависимость от хивинских узбеков вы¬звало ожесточенный отпор со стороны кочевников. Туркмены совершали набеги на Хиву, устраивали нападения на торговые караваны хивинцев, после чего возвращались в свои кочевья с богатой военной добычей и пленными. Подвергавшиеся преследованию со стороны Абулгази туркмены собрались в местечке Бама-бурма. Узнав, что туда направляются войска Абулгази, туркмены отослали свои семейства, а сами остались в Бама-бурма. «В защиту себе построили каменную ограду» и приготовились к обороне. Хан неоднократно предлагал им сдаться, но его предложения не нашли отклика среди свободолюбивых туркмен. Напоследок они построились в боевой порядок и вступили в сражение с ханом: они вышли из каменной своей ограды и, пешие, с кликом, стремительно бросились в середину стрелков, затем, прорвавшись сквозь них, напали на центр войска. Как видно из описания боя. туркмены сделали ставку на внезапную, стремительную атаку. Но силы были неравными. и туркмены, видя это, побежали назад к крепости. Однако узбеки успели истребить большую их часть. Несмотря на упорное сопротивление туркмен. Абулгази в конце концов удалось привести их в подчинение. Тем не менее туркмены и в дальнейшем предпринимали попытки захватить Хиву.

В начале XVIII в астрабадские туркмены, жившие на территории Персии, формально подчинялись Хорезму, а фактически не повиновались правителям ни того, ни другого государства. Историк Мирза Мехди-хан Астрабадский писал, что «хотя они время от времени в интересах собственной пользы заявляли о своей преданности и о повиновении астрабадским губернаторам, тем не менее, очень часто, выказывали своеволие, подымали мятежи. В предшествующие времена сильные военачальники назначались правительством для усмирения их. но ничего не добились в этом отношении и со дня на день мятежи учащались...». Свободолюбие и национальное самосознание туркмен не позволяло им подчиниться Персии.

Хивинские ханы пользовались военными услугами туркменских племен и в первой четверти XVIII в.

Так, в 1722 г. хан Ширгази нанял туркмен, чтобы разбить войско правителя аральцев Темир-султана. Но власть хивинских ханов в это время была непрочной, и туркмены стремились использовать ослабление военной мощи узбеков (по словам посланника Петра I в Бухару Флорио Беневени. «в Хиве., военных озбеков счисляется до 10 тысяч, толикое же число трухменцов» в своих интересах для усиления собственною политического влияния Поэтому' они перешли на сторону Темир-султана, чтобы «поскорее хана из Хивы выгнать». Таким образом, туркмены поступали на службу к тому или иному хану, оказывали ему помощь и поддержку в борьбе с врагами, прежде всего, не из экономического интереса (получение денег и подарков за службу), а из политического расчёта. Факт использования узбекскими ханами туркмен в качестве наёмников доказывает, что в рассматриваемый период времени кочевые туркмемны представляли собой значительную военную силу. Подчиненное положение по отношению к узбекским ханам было для туркмен временным. В XVII - начале XVIII вв. хивинским ханам и персидским шахам не удавалось добиться контроля надо всеми туркменскими племенами на длительный срок. Их упорная борьба за сохранение независимости свидетельствует о наличии у туркмен национального и своего рода государственно-политического самосознания

Кочевникам не была чужда и жажда наживы. Известно немало случаев их нападений на торговые караваны. Как только между хивинскими узбеками и туркменами возникал конфликт или осложнялись дипломатические отношения, туркмены начинали производить набеги на среднеазиатские караваны, идущие в Россию, и русские караваны, направлявшиеся в Хиву. Так. в 40' rr XVII в., во время войны узбекского хана Абулгазн с туркменами, последние «юргенским людем на проездах чинят грабёж и убойство». В 70-х гг. XVII в., когда отношения между хивинскими узбеками и туркменами вновь осложняются, туркменские племена продолжают нападать на торговые караваны, прибывающие на Караганскую пристань. При этом они, очевидно, преследовали цель лишить узбеков прибыли от торговли и заодно завладеть купеческими товарами.

Кочевые туркмены не только грабили торговцев, нередко они осуществляли и вооружённое конвоирование торговых караванов. Русские, хивинцы, бухарцы и балxuнцы нередко нанимали туркмен в качестве проводников и охранников, чтобы гарантировать безопасность продвижения каравана. Проводников обычно было 1-2, вооружённых конвоиров могло насчитываться до не-скольких десятков человек. Услуги туркмен, по словам русских посланников в Среднюю Азию, обходились им недёшево, русские купцы и посланники платили проводникам и конвою сукном, кожами, одеждой, ножами, деревянными изделиями. Таким образом, источником дохода для кочевых туркмен были как разбойные нападения, так и конвоирование купеческих караванов.

Об этом же свидетельствует инцидент 40-х гг. XVII в., временно ухудшивший взаимоотношения между Россией и Хивой. Конфликт возник из-за конфискации в Хиве имущества российских купцов ханом Абулгази. В своем ярлыке царю Алексею Михайловичу Абулгази объяснял это изъятие товаров тем, что туркмены якобы ограбили русских купцов, как только последние выгрузили свои товары с корабля на Караганском пристанище; после чего хану ничего не оставалось делать, кроме как забрать у купцов оставшиеся товары и оставить их у себя на сохранение. Интересно, что русские торговые люди в данном случае не признавали факта ограбления их туркменами, заявляя, что их «трукменские люди до Юргенча... проводили здорово», а товары конфисковал в Хиве узбекский хан Абулгази.

Несмотря на то. что торговые караваны обычно отправлялись в путь в сопровождении вооружённой охраны. отразить молниеносные атаки туркмен, по всей видимости, было нелегко. Поэтому в 70-х гг. XVII в. Хива и Россия вели переговоры о постройке крепости на Караганской пристани, что позволило бы обезопасить торговые пути от внезапных нападений кочевников. Караганские туркмены были весьма обеспокоены, что русские и хивинцы могут объединиться и «послать ратных людей на них трухменцов войною и их искоренить». Опасения по поводу захвата туркменских территорий Россией еще больше возросли, когда в 1716 г. Пётр 1 отправил в Хиву экспедицию во главе с князем А. Бековнчим-Черкасским. Несмотря на мирный характер экспедиции, её сопровождали несколько тысяч вооруженных казаков. Поэтому нет ничего удивительного в том, что узбеки и туркмены восприняли эту экспедицию как угрозу своей независимости, как попытку России завоевать Среднюю Азию. Тем более, что перед тем как отправиться в Хиву, русские построили несколько крепостей на восточном побережье Каспийского моря, большую часть которого туркмены считали своими владениями. Кочевые туркмены, опасаясь укрепления позиций России на Каспийском побережье, начали вооружённое наступление на эти крепости. Нападения туркмен одновременно и с суши, и с моря стали одной из причин того, что русские были вынуждены покинуть недавно возведенную Красноводскую крепость и крепость святого Петра. В то же время туркмены, кочевавшие около Хивы, приняли участие в истреблении узбеками российской экспедиции во главе с князем А. Бековичем-Черкасским.

Кочевники считали своим неотъемлемым правом сбор пошлины за проезд через их земли. Если купцы и посланники отказывались платить ее, кочевники брали посольство или караван в осаду. Осада могла продолжаться от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от сговорчивости осажденных. Как только туркмены получали требуемую пошлину, осада снималась, и бывшие осаждающие могли стать проводниками или охраной для своих недавних противников. Эго демонстрирует гибкость туркмен в отношениях с чужеземцами.

Таким образом, применительно к XVII - первой четверти XVIII в. можно говорить о наличии у туркмен национального и государственно-политического самосознания. Они использовали умения вести боевые действия для защиты своей независимости, для усиления своего политического влияния в Хорезме, а также для получения материальной выгоды. Что касается тактики ведения боя, кочевые туркмены чаше всею применяли внезапную, стремительную атаку на противника, который не подозревал о готовящемся нападении, и такое же быстрое отступление. В целом, кочевые туркмены предстают перед нами как умелые и расчётливые воины, которые оказывали военную помощь своим союзникам и охраняли их торговые караваны, но могли ту т же выступить против них с оружием в руках, как только им казалось, что недавние союзники пытаются посягнуть на суверенные права туркмен.

О.В. Попкова (Россия)


Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ