О ДРЕВНЕМ ТУРКМЕНСКОМ ЗЕМЛЕДЕЛИИ


НАША ИСТОРИЯ: ДРЕВНИЙ ОЧАГ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Истоки земледельческой культуры уводят нас в предгорья Копетдага, где процветала жизнь в течение тысячелетий. Уникальные археологические памятники хранят в себе ценную информацию о традиционных формах земледельчества и орудиях труда, которые имеют огромное значение для глубокого изучения истории и культуры туркменского народа.

В этом направлении учёные Института археологии и этнографии Академии наук Туркменистана проводят научное изучение городов Парыздепе, Шахрихайбар и Шахрислам, находящихся на Великом Шёлковом пути на участке трассы Ниса-Хорезм, проложенной в Ахалском велаяте.

Древняя и вечно прекрасная туркменская земля является колыбелью цивилизаций, одним из наиболее ранних мировых очагов возникновения и прогресса раннеземледельческой Культуры. Проведённые учёными археологические изыскания выявили новые данные — ещё 7—8 тысячелетий назад человек владел определёнными навыками земледелия. Сыновья преданность кормилице-земле закладывалась в сознание людей, передавалась из поколения в поколение вместе с традициями бережного использования каждой её пяди.

Земля — источник всех благ и средство для существования — воспринималась как единое жизненное пространство, и бережное отношение к ней являлось непременным условием бытия. Продуктивное земледелие требует оседлого образа жизни, которое, в свою очередь, способствует накоплению бесценного опыта общения с природой, непременно реализующегося в духовном менталитете народа.

Основу земледельческого хозяйства туркмен, наряду с интенсивным скотоводством, составляло орошаемое земледелие в оазисах. Для орошения сооружали каналы и плотины, а в прикопетдагской полосе ещё и подземные водосборные колодцы — кяризы и наземные бассейны для сбора воды — ховданы. Орошение обычно было самотечным, но существовали и простейшие водоподъёмные сооружения — чигирь и нова. В горах находились неполивные — богарные земли.

В древности орудия обработки земли были несложными. На большей части территории Туркменистана почву обрабатывали пахотным орудием омачного типа, принадлежавшим к наиболее распространённому в Средней Азии типу орудий, в котором само орудие (клинообразный брус) и ручка представляли единое целое. Омач служил как для обработки мягких лёссовых почв на севере Туркменистана (Дашогузский велаят) и в дельте Амударьи, так и более твёрдых лёссовидных серозёмов и даже каменистых почв в предгорьях Копетдага и в горах на богаре. Деревянные части пахотного орудия чаще всего изготовляли из абрикосового (урючного) дерева, тальника, тутовника и др. Эти виды дерева обладали наиболее крепкой древесиной. Сделанный из урючного дерева омач на Средней Амударье служил около 10 лет, но если приходилось разделывать целину в нижней пойме реки (дженгель), то пахотное орудие ломалось гораздо раньше. То же бывало, если омач делали из более мягких видов дерева.

Назывался омач в разных регионах по-разному. Данный термин был известен повсюду, но наиболее часто туркмены называли пахотное орудие «азал». Параллельно с ним существовали и другие названия. Так, на севере существовал термин «кунде», иногда «агач кунде». Этот же термин в форме «агач кунде», «сахт кунде» наряду с термином «азал» («агач азал») был широко распространён и в Мургабском оазисе. На территории Лебапа пахотное орудие называли «сахты». По обе стороны среднего течения Амударьи наиболее употребительным был термин «рахт», незнакомый населению других районов Средней Азии. Его характерной особенностью является полное расчленение трёх основных частей — полоза, дышла и рукоятки. Все эти части соединяются у пяты полоза в одной точке. Четвёртая обязательная его часть — стойка, скрепляющая полоз и дышло. Этот тип пахотного орудия был характерен и для ряда районов Южного и Юго-Западного Туркменистана. Он бытовал как по всему течению реки Атрек, так и в Сумбарской долине и Ахале, где омач соответственно назывался рахман-азал и туркмен-азал.

В XIX в. в подавляющем большинстве случаев на деревянный полоз орудия при пахоте надевался лемех (паза, ердемир). Лемехи бывали литые (чугунные) и железные (кованые). Лучшими считались железные, так как они были более прочными и не утяжеляли орудия. Тем не менее, на большей территории страны в конце XIX — начале XX века, большое распространение имели чугунные образцы. В центральных районах (на Мургабе и в Ахале) чугунные лемехи бытовали наряду с железными.

Небольшие железные лопаты с отверстиями в рабочей части — пильче, кепче, курек, с дужкой для ноги использовались повсеместно при очистке арыков, а также при проведении строительных работ. Кетмени-мотыги широко применялись при обработке земли.

Наиболее архаичным типом кетменя был так называемый пилкетмен, или комекли кетмен — ручной инструмент, близкий по форме к лопате и, видимо, генетически связанный с ней. Для обработки почвы в основном использовали два вида борон. Один из них — деревянная массивная доска без зубьев (мала), соединённая с дышлом при помощи верёвочных тяжей (йупли мала — верёвочная мала), служила для заравнивания поля после сева.

Второй вид — борона с железными зубьями (дишли мала), скреплённая с дышлом деревянной развилкой с крюками, была распространена менее широко, и видимо, появилась позднее. Дишли мала использовалась для разбивания комков земли после вспашки. В ряде регионов для разравнивания земли от комьев часто использовались связанные вместе ветви деревьев или хворост чапар, прикреплявшиеся к мале. Иногда землю разравнивали положенным на бок омачем.

Урожай зерновых и трав убирали серпами. На всей территории Туркменистана были известны два вида серпов. Наиболее широко употреблялся для жатвы зерновых, срезания солодки (буян), шедшей на корм скоту — аннал (орок -аннал) — серп-коса с гладким лезвием; другой вид серпа — орок (орокча) или кепкерт — зубчатый орок с небольшим изгибом режущей части использовался преимущественно для скашивания люцерны, трав, срезания камыша, ветвей тутовника, для жатвы гороха и т. д. В каждом хозяйстве обычно имелось по 5—6 серпов различных видов, используемых в разных случаях.

Как и у всех народов, у туркменских земледельцев уборка и обмолот зерновых всегда были очень важным этапом их трудовой жизни и поэтому к этому событию готовились тщательно и заранее. Чаще всего в этих целях выбирали постоянное место ближе к дому, но так, чтобы транспортировка урожая с поля на ток обошлась с наименьшей потерей зерна. Содержали его в большой чистоте. Для хармана выбирали ровное место, которое тщательно очищали и выравнивали, срезая бугры и засыпая ямки, а затем поливали и нередко утрамбовывали, довольно чисто смазывали еще глиной, смешанной с соломой.

Способы транспортировки зерновых на ток были также различными и в значительной степени зависели от расстояния между ним и полем. У туркмен существовал способ перевозки урожая на арбах. Широко бытовали арбы с двумя большими колёсами и сидением над ними для арбакеша. Такие арбы легко преодолевали неровности пути, небольшие арыки и бездорожье. Её большие колёса по ободу были сплошь укреплены гвоздями (мых) с широкими шляпками, отчего сама арба часто называлась мыхлы араба.

Для обмолота зерновых использовали деревянный одновальный каток — чарх, несложной конструкции приспособление с зубьями, сделанное из дерева крепких пород (обычно карагача или дагдагана), тутового или персикового деревьев. Обмолот обычно повторяли два раза, так как первый раз не всё зерно могло быть извлечено из колосьев.

После окончания обмолота производили отвеивание (атмак, хармана атыджи) зерна от соломы. Веяли, как правило, в ветреный день, для него приходилось иногда несколько дней ждать подходящей погоды. Веяние производили сначала пяти-, шестизубыми деревянными вилами (бешбармак, агач ябак и др.), затем деревянной лопатой и, наконец, просеивали сначала сквозь решето с крупными ячейками (иригозли елек, бугдай элек, чыгыл, чашлов и т. д.), а затем с мелкими (ушакгоз элек, элек, майда гозелек, галбир и др.)

Обмолоченное, очищенное зерно (гызыл, чач, чэш) собирали в кучи. В тех случаях, когда обмолот производили два-три хозяйства вскладчину, зерно делили. Перед тем, как произвести раздел урожая, обязательно производили очищение — хак улла чыкмак (выделить Божью долю), или курек хакы. Зачерпнув зерно из кучи деревянной чашкой или ведром (около 10 кг), разбрасывали его в поле.

Зерно хранили во дворах следующим образом: его насыпали на землю, покрывали сверху соломой и затем обмазывали глиной. Снаружи такое зернохранилище казалось куполом, поставленным на землю. Таким образом хранили все зерновые культуры — пшеницу, ячмень, просо, джугару.

В честь сбора урожая существовала добрая традиция собираться за щедро накрытым дастарханом, что способствовало ещё большему духовному единению людей. Общественная трапеза в данном контексте выходит за границы традиционного восприятия еды как жизненной необходимости, переходя в плоскость духовной потребности поделиться минутами светлого счастья с самыми близкими и родными людьми.

Агамурад БАЛТАЕВ,
заведующий отделом Института археологии и этнографии
Академии наук Туркменистана.

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ