ОБ ОСНОВАТЕЛЕ ДИНАСТИИ ТУРКМЕНСКИХ ХОРЕЗМШАХОВ

Ануштегин Гарча – основатель династии хорезмских правителей

…Об Ануштегине Гарча (в некоторых  источниках – Нуштегин Гарча) такие известные учёные средневековья, как прославленный исламский историк Ибн аль-Эсир (1160-1233 гг.), персидский государственный деятель, историк Алаеддин Джувейни  (1226-1283 гг.), учёный-энциклопедист, историк, целитель и государственный деятель Решидеддин Фазлаллах-ибн-Aбдулхайыр Хемедани (1247-1318 гг.), иранский историк, географ и поэт Хамдаллах Казвини, арабский философ и историк Абдурахман ибн Мухаммет ибн Халдун (1332-1406 гг.), историк периода Теймуридов Хафизи-и Абру (дата рождения неизвестна, дата смерти – 1430 г., в некоторых источниках – 1451 г.), персидский историк Мирхонд (1433-1498 гг.) приводят одинаковые сведения. Джувейни писал об этом следующее: «Как полководец Хорасана Алп-Тегин был одной из опор Саманидского государства, так и Билге бек был опорой Сельджукского государства. Он взял к себе из Гарджистана на службу одного воина. Его имя – Нуштегин Гарча. В эпоху последних правителей государства Саманидов, как Себуктегин своей мудростью и умением выдвинулся вперёд, так и Нуштегин Гарча, постепенно своим благоразумием и сметливостью достигший очень высоких почестей, считался великим государственным деятелем Сельджукской империи.

У Решидеддина: «Ануштегин Гарча был потомком племени огузов – бегдили; Хафиз-и Абру писал: «Нуштегин Гарча – родоначальник султанов Хорезма, он потомок племени огузов – бегдили». М. Кашгарли (XI в.) расположил племя – бегдили на 7-ом месте среди туркменских племён. Подтверждая вышеуказанные сведения, Ибн аль-Эсир отметил: «Ануштегин был прислужником одного из сельджукских эмиров Билге-бека, он его взял с собой из Гарджыстана у одного человека. Поэтому его звали Ануштегин Гарчалы. Повзрослев, он достиг высоких почестей, был нравственным, знаменитым человеком, достигнувшим совершенства, к нему обращались за советом многие ответственные государственные чиновники». Исходя из вышеприведённых сведений об Ануштегине, можно предположить, что он родился в стране под названием Гарджыстан, расположенной в горной местности с заснеженными вершинами, в верховьях реки Мургап. Мялик шах взял Ануштегина у Билге-бека и доверил ему дела, связанные с дворцовой баней и наведением чистоты. Эта профессия была одной из важных во дворце. Ануштегин хорошо справлялся с возложенными на него обязанностями и поэтому получил назначение на пост начальника по вопросам гигиены. Все расходы на эти цели оплачивались за счёт налогов, получаемых из казны Хорезма. Затем Ануштегина назначили на должности мухтасиба (государственного служащего, контролирующего все вопросы, связанные с поддержанием внутреннего порядка в стране) и шихне (коменданта) Хорезма. Но, Ануштегин не был полноправным правителем Хорезма, так как в этот период страной правил ставленник будущего великого султана Санджара – сына Мялик шаха.

В источниках отсутствуют сведения о пребывании Ануштегина в Хорезме. Известно, что он умер в 997 г. и, возможно, был похоронен в Мерве. Вышеуказанной информацией в источниках ограничиваются сведения об этой исторической личности. После смерти Мялик шаха, воспользовавшись смутой в борьбе за трон, возникшей во дворце между сельджукскими наследниками, эмир Хорасана Дадбек Хабаши в 1097 г.
объявил о выходе из подчинения Сельджукского государства и назначил правителем этой страны сына Ануштегина – Кутуб ад-Дин Мухаммеда и возвёл его до звания и положения хорезмшаха. В 1100 году султан Берк-ярук и его брат Санджар подавили восстание Дадбека Хабаша и казнили его. Завоевав Хорасан и возглавив государство, султан Санджар утвердил Мухаммеда хорезмшахом. Таким образом, начиная с 1097 года, началась летопись истории великой империи Ануштегинидов. Во главе всех государств, созданных в последующие периоды после принятия ислама на территории Ирана и Средней Азии, стояли хорошо известные исторические личности. Так и за великой империей Ануштегинидов стоял Ануштегин Гарча. Иранский историк и чиновник Газневидского государства Абулфазыл Мухаммет ибн Хусейн Бейхаки (995-1077 гг.), приводя отрывки из произведения Бируни «История Хорезма», не дошедшего до нашего времени, отмечал, что в этот период редко встречались люди, которые умели говорить на древнехорезмийском языке – одном из среднеиранских языков, читать и объяснять тексты, написанные на хорезмийской письменности, созданной на основе арамейского алфавита.

Личный секретарь последнего представителя династии хорезмшахов-Ануштегинидов султана Джелаледдина Менгбурны Шихаб ад-Дин ан-Насави, описывая характерные черты, присущие Джелаледдину, упоминает, что «он был тюркоязычным» . В конце своей жизни султан Джелаледдин в письмах арабскому халифу ан-Насиру (1180-1225 гг.) подписывался «Ваш покорный слуга. Сын Султана Санджара, Meнгбурун». Традиция подписывать подобным образом официальные бумаги была обусловлена следующим. В 1210 г., после победы над каракитайцами, с целью прославить себя как великого правителя, Ала-ад-Дин Мухаммет II (1200-1220) взял себе прозвище «Александр Второй». Также, учитывая долгое правление великого султана Санджара, он в подражание ему назвал себя султаном Санджаром. Как видно, эти и другие приведённые исследователем данные связаны с историей туркменского народа.

Наконец, З. М. Буниятов, обобщая этот вопрос, говорит от том, что после смерти Джелаледдина, уцелевшая часть его войска осела в Египте, на севере Сирии и юго-западе Анатолии в Турции. Часть из них ассимилировалась с арабами. Другая часть потомков этих воинов, до сегодняшнего дня проживающих на севере Ирака – в Мосуле и Киркуке, является хорезмийцами. Считается, что они происходят из туркмен и по сегодняшний день сохраняют своё историческое и этническое название. 

Хотелось бы сослаться на некоторых из исследователей, давших высокую оценку династии Ануштегинидов. В. В. Бартольд назвал Ануштегинидов «чётвёртой и самой прекрасной династией» Хорезма. По утверждению С. П. Толстова «Да и для X-XI вв. мы знаем только обрывки истории Хорезма, и когда, в XII – начале XIII в., Хорезм становится центром величайшей империи Востока, распростёршейся от границ Грузии до Ферганы и от Инда до северноаральских степей, и события его истории оказываются в центре внимания восточных источников, – этот головокружительный подъём, до того почти безвестной, расположенной на далекой окраине мусульманского мира страны, производит впечатление совершенной неожиданности». С. П. Толстов во всех своих трудах правителей династии Ануштегинидов называет «великими хорезмшахами». Согласно мнению З. М. Буниятова, после окончательной победы Ала-ад-Дина Мухаммеда II над каракитайцами, пределы его империи расширились до невиданных размеров. После этой решительной победы, «хорезмшах добился полной независимости: ни один из правителей региона не осмеливался властвовать над Хорезмом. Пришло время, когда Хорезм решал и свою, и судьбы других государств и народов». Наконец, петербургский учёный Д. М. Тимохин – автор последней монографии, посвящённой Джелаледдину, считал государство Ануштегинидов великой империей, властвовавшей в XII в. и в начале XIII в.


А.Язбердыев, доктор исторических наук
Туркменистан

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

OGHUZ TURKS, TURCOMAN AND TURKMEN