ТУРКМЕНЫ КАК ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТНОС ХОРЕЗМА


М.Дурдыев «Туркмены Центральной Азии».

«Здесь, в Хорезме, проживали многочисленные племена массагетского круга - хорасмии, аугасии, дербики, аттасии, апасиаки, аланы, асы и др. Хорасмии, по имени которых и был назван Хорезм, по словам Л.Н.Гумилева, являлись «ближайшими родственниками парфян», которые также вместе с дахами входили в массагетский круг племен, в среде которых протекал ранний этногенез туркменского народа. И массагеты в целом, и парфяне, и дахи, и аланы, и асы, и хорасмии, в свете новейших научных изысканий, являются прямыми предками туркменского народа. Так что территория Хорезма - область исконного обитания как предков туркменского народа, так и современных туркмен…

…Территория Древнего Хорезма со столицей в Кёнеургенче может бьпъ отнесена к одному из центров становления туркменского этноса. В домонгольское время предки туркмен составляли основной этнический пласт этого региона. Характерно, что великий хорезмийский ученый Абурейхан Бируни писал о населении Хорезма: «Это род аланов...» Аланы же, как известно, прямые предки туркмен.»


М.Байрамов «Происхождение туркмен»

«Если сравнить названия массагетских племен с огузскими, как это впервые сделал советский ученый-историк С.П.Толстов, то здесь, со ссылкой на известного туркменского историка О.Гундогдыева, мы находим большое количество совпадений: массагето-туранское племя дах-тохар – есть огузо-туркменское племя дукер (совр. дюкер, тувер, тогар), пасиан - это огузо-туркменское племя печенег (бечене), сакаравака – это туркменское племя сакар, асии – это огузо-туркменское племя языр (совр. туркм. асы, язы). Туркменский ученый-историк советского периода Г.И.Карпов также проводил сравнение племенных названий, и пришел к выводу, что массагетское племя атасии – есть  туркменское племенем ата, астабены - подразделение атабай туркмен-йомудов, амиргийские саки – огузо-туркменское племя эймир, а также современное туркменское племя емрели. Тот-же С.П.Толстов отождествил турано-массагетский этноним «аугас» с названием «огуз». Как известно, древнегреческая передача древнего названия Амударьи – Окс или Оксус, что также является видоизмененным названием этнонима Огуз, а древнее русло Амударьи, протекающее по территории Туркменистана в направлении Каспийского моря еще в средние века называлось Узбой, т.е. Огуз-бой. Все эти данные, безусловно, являются свидетельствами в пользу того, что эти массагетские племена были на самом деле древними огузо-тюркскими (туркменскими) племенами, и, как мы видим, они зафиксированы древними историками  в 1 тыс. до н.э. на территории современного Туркменистана и остальной Центральной Азии.»


С.Атаныязов “Словарь туркменских этнонимов”

Алайонтли — средневековое туркменское племя. Варианты названия: ала-йонтлы, ула-йондлуг, алка-булак алат, алачи, алачин, алан, булак-ат и др. В древнетюркском языке этно­ним означал ‘пеголошадиные’, ‘имею­щие пегих лошадей’: от ала ‘пестрый, пегий’, йонт ‘лошадь’ [Айдаров, 1971 с. 359], -лы — аффикс принадлежности. В китайских документах таньской эпохи и в китайской энциклопедии VIII в. «Тунь-дянь» данный этноним употреблялся в формах элочжи (т. е. алат), алан, хелань, означавших ‘пегая лошадь’ [Зуев, 1962, с. 107— 108]. В древних китайских источни­ках встречается этноним бо-ма, явля­ющийся прямой калькой тюркского алат. Первые известия об алатах в них появляются еще с IV в. В это время алаты обитали на Ордосе и северных склонах Иньшаня. В VII в. часть алатов уже перекочевала на север от Алтая. Какая-то их часть с VIII в. и позже оказалась далеко на западе от Алтая и в результате последующего дробления и этниче­ского взаимодействия с местными племенами утратила прежнюю общ­ность. Отдельные группировки ока­зались втянутыми в сферу огузо-туркменских, печенежских, булгарских и кипчакских этнических связей и, та­ким образом, приняли участие в соз­дании новых этнических коллективов [Зуев, 1962, с. 116]…Махмуд Кашгари употребляет этноним как ула-йондулуг [МИТТ.—Т.1.—С. 309i]; Рашид-ад-Дин —ала-юнтли и считает его третьим сыном Даг-хана, внуком Огуз-хана. Он дает такое толкование этнониму: 'скот его будет хорош [МИТТ. — Т. 1. —С. 501]. Перевод Салар Баба также идентичен этому объяснению: Алай Юнтлы — ‘чтобы его скот вечно был в исправности’ [Салар Баба, с. 53]. У Языджы-оглы такое объяснение слова алайундлу: ‘имеющий пегую лошадь’. Абулгази Ала-йонтлы считает также третьим сыном Таг-хана и переводит антропоним как ала атлы 'имеющий* пегую лошадь’ [Кононов. Родословная, с. 34, 51, 53]. В другой работе Абулгази данное имя употреб­лено в форме Алаюн-атлы [Абулгази, 1906, с. 25—26].


О.Гундогдыев «Туркмены и народы мира»

«Надо отметить особо, что предки туркмен - алано-асские племена - еще в первых веках новой эры прибыли на Кавказ. Ни один источник не говорит об их ираноязычности. Напротив, армянские и грузинские авторы Средневековья указывали на тюркоязычность аланов-асов, которых они знали под названием овсуров [огузо-туркменское племя авшар - Прим.] и дигоров огузо-туркменское племя дюгер - Прим.] ».

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ