ТУРКМЕНЫ КАК ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТНОС ХОРЕЗМА
М.Дурдыев «Туркмены
Центральной Азии».
«Здесь,
в Хорезме, проживали многочисленные племена массагетского круга - хорасмии, аугасии,
дербики, аттасии, апасиаки, аланы, асы и др. Хорасмии, по имени которых и был
назван Хорезм, по словам Л.Н.Гумилева, являлись «ближайшими родственниками
парфян», которые также вместе с дахами входили в массагетский круг племен, в
среде которых протекал ранний этногенез туркменского народа. И массагеты в целом,
и парфяне, и дахи, и аланы, и асы, и хорасмии, в свете новейших научных
изысканий, являются прямыми предками туркменского народа. Так что территория
Хорезма - область исконного обитания как предков туркменского народа, так и
современных туркмен…
…Территория
Древнего Хорезма со столицей в Кёнеургенче может бьпъ отнесена к одному из центров
становления туркменского этноса. В домонгольское время предки туркмен составляли
основной этнический пласт этого региона. Характерно, что великий хорезмийский ученый
Абурейхан Бируни писал о населении Хорезма: «Это род аланов...» Аланы же, как известно,
прямые предки туркмен.»
М.Байрамов
«Происхождение туркмен»
«Если
сравнить названия массагетских племен с огузскими, как это впервые сделал
советский ученый-историк С.П.Толстов, то здесь, со ссылкой на известного
туркменского историка О.Гундогдыева, мы находим большое количество совпадений:
массагето-туранское племя дах-тохар – есть огузо-туркменское племя дукер (совр.
дюкер, тувер, тогар), пасиан - это огузо-туркменское племя печенег (бечене),
сакаравака – это туркменское племя сакар, асии – это огузо-туркменское племя
языр (совр. туркм. асы, язы). Туркменский ученый-историк советского периода
Г.И.Карпов также проводил сравнение племенных названий, и пришел к выводу, что
массагетское племя атасии – есть туркменское племенем ата, астабены -
подразделение атабай туркмен-йомудов, амиргийские саки – огузо-туркменское
племя эймир, а также современное туркменское племя емрели. Тот-же С.П.Толстов
отождествил турано-массагетский этноним «аугас» с названием «огуз». Как
известно, древнегреческая передача древнего названия Амударьи – Окс или Оксус,
что также является видоизмененным названием этнонима Огуз, а древнее русло
Амударьи, протекающее по территории Туркменистана в направлении Каспийского
моря еще в средние века называлось Узбой, т.е. Огуз-бой. Все эти данные,
безусловно, являются свидетельствами в пользу того, что эти массагетские
племена были на самом деле древними огузо-тюркскими (туркменскими) племенами,
и, как мы видим, они зафиксированы древними историками в 1 тыс. до н.э.
на территории современного Туркменистана и остальной Центральной Азии.»
С.Атаныязов “Словарь туркменских этнонимов”
Алайонтли — средневековое
туркменское племя. Варианты названия: ала-йонтлы, ула-йондлуг, алка-булак
алат, алачи, алачин, алан, булак-ат и др. В древнетюркском
языке этноним означал ‘пеголошадиные’, ‘имеющие пегих лошадей’:
от ала ‘пестрый,
пегий’, йонт ‘лошадь’ [Айдаров, 1971 с.
359], -лы — аффикс принадлежности. В китайских документах таньской
эпохи и в китайской энциклопедии VIII в. «Тунь-дянь» данный этноним
употреблялся в формах элочжи (т. е. алат), алан,
хелань, означавших ‘пегая лошадь’ [Зуев, 1962, с. 107— 108]. В
древних китайских источниках встречается этноним бо-ма, являющийся
прямой калькой тюркского алат. Первые известия об алатах в них
появляются еще с IV в. В это время алаты обитали на Ордосе и северных склонах
Иньшаня. В VII в. часть алатов уже перекочевала на север от Алтая. Какая-то их
часть с VIII в. и позже оказалась далеко на западе от Алтая и в результате
последующего дробления и этнического взаимодействия с местными племенами
утратила прежнюю общность. Отдельные группировки оказались
втянутыми в сферу огузо-туркменских, печенежских,
булгарских и кипчакских этнических связей и, таким образом, приняли
участие в создании новых этнических коллективов [Зуев, 1962, с.
116]…Махмуд Кашгари употребляет этноним как ула-йондулуг [МИТТ.—Т.1.—С.
309i]; Рашид-ад-Дин —ала-юнтли и считает его третьим сыном Даг-хана,
внуком Огуз-хана. Он дает такое толкование этнониму: 'скот его будет
хорош [МИТТ. — Т. 1. —С. 501]. Перевод Салар Баба
также идентичен этому объяснению: Алай Юнтлы — ‘чтобы его скот вечно был в
исправности’ [Салар Баба, с. 53]. У Языджы-оглы такое объяснение
слова алайундлу: ‘имеющий пегую лошадь’.
Абулгази Ала-йонтлы считает также третьим сыном Таг-хана и переводит
антропоним как ала атлы 'имеющий* пегую лошадь’ [Кононов. Родословная,
с. 34, 51, 53]. В другой работе Абулгази данное имя употреблено в
форме Алаюн-атлы [Абулгази, 1906, с. 25—26].
О.Гундогдыев «Туркмены и народы мира»
«Надо
отметить особо, что предки туркмен - алано-асские племена - еще в первых веках
новой эры прибыли на Кавказ. Ни один источник не говорит об их ираноязычности.
Напротив, армянские и грузинские авторы Средневековья указывали на
тюркоязычность аланов-асов, которых они знали под названием овсуров [огузо-туркменское
племя авшар - Прим.] и дигоров огузо-туркменское племя дюгер - Прим.] ».
Comments
Post a Comment