СОЗДАННОЕ ТУРКМЕНАМИ ВЕЛИКОЕ СЕЛЬДЖУКСКОЕ ГОСУДАРСТВО И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТУРКМЕНИСТАНА

Исторически территория современного Туркменистана являлась составной частью некогда могущественного государства великих туркмен-сельджукидов. Одержав в 1040 году стратегическую победу в сражении при Данданакане над государством Газневидов, являвшимся давним и грозным соперником, сельджукиды выходят на историческую арену в качестве основателей единого тюркского исламского государства. С середины X века завершается процесс полной исламизации этнических племен огузов, которые впоследтсвии стали называться туркменами. Туркмены, принявшие ислам, в середине XI века заложили основу одной из самых могущественных политических формаций в тюрко-исламской истории, каковым призвано было стать государство Великих Сельджукидов. В его состав вошли стратегически важные с исторической и геополитической точки зрения Мерв, Нишапур, Данданакан, Тус, Абиверд, Джурджан, Ниса, Ургенч, Амуль, Серахс, Машат и Бейхак, а также пустыня Каракум.

В период высшего расцвета границы империи простирались в Средней Азии от озер Балхаша, Иссык-куля и Южного Туркестана на востоке до берегов Эгейского и Средиземного морей на западе, а на севере от Аральского и Каспийского морей до Кавказа и побережья Черного моря. На южных рубежах империя охватывала земли от Аравийского полуострова до побережья Индийского океана. Сельджукидам удалось основать уникальный конгломерат различных этнических сообществ, культур и религиозных конфессий, создать оптимальный режим для их гармоничного сосуществования на различных географических поясах, объединенных единой централизованной властью в период 1040-1157 г.
В настоящее время на площади в 10 миллионов квадратных километров, ранее занимаемой империей Великих Сельджукидов, размещены около 30 независимых государств, большая часть населения которых исповедует ислам. 
Территория современного Туркменистана издревле являлась исконной родиной тюркоязычных племен и занимала важное геополитическое положение, располагаясь на стыке основных торговых и транспортных маршрутов, соединявших Китай с землями Туркестана, Ирана, Анатолии и европейского континента. Исторически она являлась ареной непримиримого противостояния крупных тюркских государств, основанных талантливыми полководцами и искусными стратегами. Туркменистан называли «золотыми вратами» между Западом и Востоком, соединенными  караванными маршрутами Великого Шелкового пути.

В X в. огузские племена плотно населяли земли от западного побережья Каспийского моря до среднего течения Сырдарьи (Сейхуна). Иерархию власти этнического социума возглавлял правитель, носящий титул «ябгу». Отец Сельджук-бека, основателя династии Великих Сельджукидов – талантливый полководец Дукак являлся влиятельным военноначальником, возглавлявшим одну из крупных армий данного социально-политического образования.

Сельджукская империя является одной из четырех наиболее могущественных общественно-политических союзов, основанных тюркоязычными народами, и по степени своего стратегического влияния стоит в одном ряду с государствами гуннов, гёк-тюрков и Османской империей. Её основы были заложены на туркменской земле, являвшейся в ту пору одним из главных оплотов ислама. Таким образом, её можно рассматривать как уникальный исторический феномен, сложный и одновременно гармоничный симбиоз исконных традиций и незыблемых постулатов исламской религии. Влияние империи распространялось на земли, простиравшиеся от Сибири до побережья Мраморного и Эгейского морей, от Кавказа до Египта. Она как бы аккумулировала в себе почти весь исламский мир (за исключением Африканского континента), способствовала исламизации турецкой Анатолии, обретая, таким образом, особую нишу в историческом развитии тюркоязычных народов и исламской религии. Истоки её подлинного триумфа восходят к древней туркменской земле, что, вне всякого сомнения, подчеркивает её особую историческую значимость. Туркменские племена были главной опорой династии Сельджукидов в их исторической миссии воссоединения исламского мира под единым знаменем новой религии [1, 205].

Государство Сельджукидов был самым крупным и наиболее влиятельным среди тюрко-исламских государств. Необходимо подчеркнуть, что в ту пору в Азии существовал целый ряд туркменских государств, в том числе общественно-политических союзов, находившихся в вассальной зависимости от великой империи. Эти государства можно условно сгруппировать по трем категориям: 1) государства, управляемые представителями различных ветвей генеалогического древа династии Великих Сельджукидов (Кирман, Анатолия, Сирия, Ирак); 2) государства, наместниками в которых являлись выходцы из тюрко-этнических сообществ (на западе – государства Гараханидов, Газневидов, Хорезмшахов, на юге – Данышмендидов, Менгючеков, Салтыков); 3) государства, наместниками в которых были правители нетюркской этнической принадлежности (Бювейхиев, Бавендиев, Укайлидов, Мейзедидов и другие). Надежное покровительство могущественного сюзерена, в свою очередь, обязывало указанные государства беспрекословно исполнять определенные условия, как то: выплата ежегодных податей, первоочередное упоминание имени высшего правителя в хвалебных молебнах-здравицах. Кроме того, ближайший наследник наместника – его брат либо сын были обязаны состоять при имперском дворе в качестве залога преданности и признания высшей власти султана [5, 11-12].

Племена огузов, которые после принятия исламской религии стали именоваться туркменами, составляли социальное и этническое ядро Сельджукского государства. Генеалогические корни династии Великих Сельджукидов восходят к племени кынык, являющемуся одним из 24-х основных родоплеменных ответвлений туркмен-огузов, принявших деятельное участие в основании могущественной империи. Победа сельджукской армии в Данданаканском сражении (1040 г.) положило начало важному структурному реформированию её государственности. 

В ряды имперского войска стали принимать полководцев и воинов, прошедших ратную науку «гуламской школы». В целях комплектации войск профессиональными воинами, лояльно настроенными к существовавшему классически исламизированному государственному устройству, практиковался платный рекрутский набор молодых подростков из туркменских семей. В эпоху правления Саманидов (819-1005 гг.) сформировалась целостная система подготовки юных военачальников и крупных администраторов. Юноши, успешно прошедшие обучение, получали высокий чин и направлялись на службу в различные провинции. Среди них было немало талантливых стратегов, обладавших государственным мышлением. Увеличение числа высокообразованных людей обусловило бурный расцвет государства. При дворе сельджукских правителей сформировался целый класс высокообразованных тюркоязычных чиновников-управленцев, составивших особую общественную прослойку [2, 13-14].

Нередки были случаи, когда правители-туркмены, назначенные наместниками в отдаленные провинции, властвовали над влиятельными сельджукскими родовыми кланами. С течением времени ощутимо усиливается влияние иранской культуры. 
Постепенно фарси становится официальным государственным языком, однако туркменский язык оставался основным средством общения при дворе монархов и в армии. 

Сельджукское государство турецкой Анатолии (1077-1308) в данном контексте стояло особняком, так как в его основу был положен принцип национальной принадлежности. Племена туркмен-огузов обрели в Анатолии свою вторую историческую Родину. Официальным языком здесь также являлся фарси [2,15], однако туркмены-огузы бережно относились к своей этнической культуре и сумели сохранить родной язык и самобытные национальные истоки.

Туркменам-сельджукам отводится особое место в историческом развитии Туркменистана. Следует отметить многочисленные исторические параллели, подчеркивающие этническую общность туркмен, проживаюших в Туркменистане и Турции. 

Сельджукское государство, вне всякого сомнения, являлось одной из самых могущественных династических империй в туркменской истории. Генеалогия династии восходит к истокам огузского племени кынык. Надежный союз с сельджукидами существенно укрепил позиции туркменских племен. Постепенно они распространили свое влияние на земли Газневидов, а в 1038 году одержали полную победу над войсками Газневидов, овладели Мервом, Бавердом и Серахсом [3, 211-212].


В конце Х века, еще до выхода сельджуков на историческую арену, политическая карта Центрального и Ближнего Востока была представлена целым рядом довольно сильных по степени влияния государств: восточные регионы исламского мира входили в состав государства Караханидов (840-1212 гг.); в Мавераннахре и Хорасане правила династия Саманидов (819-1005); на территории современного Афганистана и Пакистана обосновалось государство Газневидов (962-1183 гг.); Египтом и Сирией управляли Фатимиды (969-1171); монархическая Византия распространяла свое влияние на Анатолию, Балканы и Италию (324-1453 гг.). В эпоху санкционированной Саманидами масштабной миграции сельджукских туркмен в сторону Мавераннахра, государства Саманидов, Караханидов и Газневидов находились в состоянии ожесточенной междоусобицы за право владения Мавераннахром и Ираном, приведшей к полному краху и распаду империи Саманидов. Согласно основным пунктам мирного соглашения, скрепленного в 1001 году печатями правителя Илека Насра и султана Махмуда, захваченные территории Мавераннахра и Хорасана отходили в удельные владения соответственно Караханидов и Газневидов [2, 27-30].

Огузов сельджукской империи называли «селяджика», «сельджукийян» и «туркмены». Вскоре слава о все более крепнущем могуществе Сельджук-бека утвердилась и во владениях Саманидов и Караханидов. Сельджук-бек скончался в 1007 г. в Дженте, в возрасте 105 лет. В 985 г. один из его сыновей – Арслан-бек, возглавив преданные ему родовые кланы огузов, упрочил свои позиции в городе Нур, расположенном близ Бухары. Слава о беззаветной преданности, мужестве, доблести и чести туркменских воинов прошла суровое испытание временем, и закалилась в горниле судьбоносных исторических событий. Именно особенностями исконных этнических истоков объясняли историки и исследователи различных эпох нерушимую волю легендарных исторических личностей – Тогрул-бека и Чагры-бека, возглавившие после кончины своего деда – славного Сельджук-бека победоносную сельджукскую армию и приумноживших славу великой империи [4, 97; 5, 364-365].

Своим названием династия Великих Сельджукидов обязана Сельджук-беку, являвшемуся искусным полководцем. У него было пять сыновей – Микаэль, Арслан (Исраэль), Муса, Юсуф и Юнус. После кончины старшего сына – Микаэля, Сельжук-бек взял на воспитание двух его малолетних сыновей – Давута (Чагры) и Мухаммета (Тогрул) [6, 365; 7, 17; 3, 212]. Отрочество и юность будущих правителей пришлись на годы непримиримой междоусобицы, которая закалила их боевой дух и несгибаемую волю и в конечном итоге завершилась полной и окончательной победой над серьезными соперниками Сельджукидов – Караханидами и Газневидами. Битва при Данданакане поставила точку в этом затянувшемся противостоянии. 23 мая 1040 г. сельджукская армия наголову разбила войска Султана Махмуда Газневи. Тогрул-бек был провозглашен наместником в провинции Хорасан. Чагры-бек остался править в Мерве. Своей резиденцией Тогрул-бек избрал город Нишапур. Другой сын Сельджук-бека – Муса получил по наследству в удельное владение провинцию Герат. Таким образом, Тогрул-бек становится первым монархом империи Великих Сельджукидов (1040-1063 гг.). В Туркменистане и поныне высоко чтут славу и величие сельджукской династии, оставившей столь заметный след в отечественной истории. Почитание личностей, находившихся у великих истоков, обеспечивает преемственность славных традиций [7,17; 3, 212].

Одной из нерушимых принципов государственного уклада империи Великих Сельджукидов стала традиция созывать в Мерве обще родовой монархический совет – курултай, на котором решались вопросы раздела удельных владений и земель, провинций и городов, а также намечались стратегические планы на перспективу. Чагры-бек управлял землями от Джейхуна до Газны, в том числе Серахсом и Балхом (резиденция находилась в городе Мерве). Муса ябгу властвовал над провинциями Буст и Систан, избрав своей столицей Герат. Владения Тогрул-бека включали Ирак и Магриб. Резиденция монарха располагалась в Нишапуре. Ибрагим Йынал правил Кухистаном. Гутулмышу – сыну Арслана ябгу достались Джурджан и Данган, сыну Чагры-бека Курт-беку – провинция Кирман. Наместники находились в вассальной зависимости от Чагры-бека, являвшегося верховным правителем в регионе и лично возглавившего затянувшуюся военную кампанию против государства Газневидов. Результатом одержанных им решительных побед стало присоединение к империи крупных городов – Балха, Тохаристана, Термиза, Велвалича, Кубадийана и Вахша [6, 368-369].

На ранней стадии государственного становления основу политической стратегии империи составляло обеспечение спокойствия и нерушимости восточных рубежей и воинственные походы на запад. В эпоху второй империи актуальность защиты и укрепления восточных провинций империи существенно возросла, что послужило причиной переноса столицы вначале в Нишапур, а позже – в город Мерв [2, 57].

История расцвета и упадка империи Великих Сельджукидов расцвечена яркими событиями тесных взаимоотношений с владетельным халифатом Аббасидов, борьбой за трон, превентивными мерами нейтрализации влиятельных соперников, сложными взаимоотношениями с могущественной Византийской империей, выяснением отношений с влиятельными удельными кланами и родами, драматическими страницами междоусобицы.

Географически основное ядро могущественной империи было сосредоточено в крупных туркменских городах, что объективно свидетельствовало о высоком доверии сельджукских правителей к туркменским племенам. В эпоху правления Великих Сельджукидов древний Мерв переживал период своего наивысшего расцвета. Здесь находилась резиденция Чагры-бека – могущественного монарха, сосредоточившего под своей властью весь Восточный Хорасан. Величие и слава эпохи правления Чагры-бека и его сына – Алп-Арслана увековечена в нумизматике той поры. В 1063 году Алп Арслан наследует монархический трон, одновременно Мерв становится постоянной резиденцией законных наследников царствующей династии. В годы правления Мялик шаха (1072-92) Мерв превращается в неприступную цитадель, обнесенную надежными крепостными стенами, способными отразить натиск любого врага. В период правления султана Санджара (1118-1157), ознаменованного победой в исторической битве при Саве (1119), Мерв окончательно стал официальной столицей империи Великих Сельджукидов. Султан Санджар стремился всесторонне укреплять и развивать свою столицу, призванную быть олицетворением не только неотразимой мощи грозной империи, но и средоточием передовой культуры и науки, и таковым в ту пору действительно являлся этот древний город. Развернулось масштабное городское строительство, появились многочисленные духовные школы-медресе, центры науки и духовности, обязательным элементом которых служили богатейшие книжные собрания [8, 222].

Империя Великих Сельджукидов оставила заметный след не только в тюрко-исламской, но и всей мировой истории. 

Сельджуки представляли собой чрезвычайно влиятельную силу, способную достойно противостоять разорительным походам крестоносцев на Восток. Монархи великой династии покровительствовали развитию наук и культуры. Повсюду в государстве появились духовные школы-медресе, являвшиеся средоточием прогрессивной научной мысли. Произошло формирование самостоятельных духовных школ и философских течений, в том числе ахеизма и института атабеков, призванных способствовать достойному воспитанию будущих юных принцев крови [9, 92]. Наиболее яркие представители монархической династии – Тогрул-бек, Алп-Арслан, Мялик-шах, султан Санджар, а также влиятельные государственные мужи, в том числе визирь Низамильмульк оказывали покровительство ученым, мыслителям, просвещенным личностям и непревзойденным мастерам изящных ремесел, стремились к расширению сети учебно-просветительских центров. Первая духовная школа-медресе была выстроена по указу Тогрул-бека в 1040 г. в Нишапуре. При султане Алп-Арслане (1067 г.) в стране появляется сеть высших учебно-образовательных заведений – духовных медресе системы Низамийе, сыгравших важную роль в дальнейшем научном и культурном прогрессе. При прямом содействии Мялик-шаха и его первого визиря Низамильмулька сельджукские медресе начинают работать во всех крупных городах и центрах империи – Багдаде, Мосуле, Басре, Мерве, Нишапуре, Амуле, Рейе, Тусе, Герате, Балхе, Исфагане [10, 43].

В результате полной и окончательной победы в историческом сражении 22-24 мая 1040 г. при Данданакане (ныне Дашрабат), когда войска империи нанесли сокрушительное поражении трехсоттысячной армии Газневидов, укрепленной к тому же тремя сотнями боевых слонов, государство Великих Сельджукидов обретает статус самой влиятельной политической силы на континенте. Газневиды теряют власть над Хорасаном, а вместе с ним и свое былое могущество и способность противостоять натиску иранских туркмен. По завершении традиционного для правоверных пятничного священного намаза Тогрул-бек был торжественно провозглашен султаном сельджукского государства. Спешно разосланные гонцы донесли эту весть во все концы огромного континента. Известие дошло и до халифа династии Аббасидов Каим би-Эмреллаха. В спешном порядке в Мерве был созван курултай, на котором был обсужден и принят амбициозный план стратегических побед, которые было необходимо одержать на востоке, а в случае необходимости – и на западе. В послании, направленном от имени Тогрул-бека халифу Аббасидов, сообщалось о том, что в Хорасане царят согласие и справедливость стараниями сельджуков, хранящих в своих сердцах надежду на милость Всевышнего и верность халифу [1, 211].

А границы государства, основанного султаном Тогрул-беком, последовательно расширялись и укреплялись. Победоносное шествие сельджукидов распространялось на новые территории на севере, юге, западе и востоке. Важным стратегическим шагом явилось решение о планомерном заселении земель турецкой Анатолии племенами этнических туркмен. Началась массовая миграция огузов в исконно сельджукские земли. Первостепенной задачей основанной султаном Тогрул-беком империи стало обеспечение мира в провинциях и на окраинах государства, забота о благосостоянии населявших его многочисленных народов. Одновременно с этим приходилось решать задачи укрепления государственных основ и обороноспособности могучей империи. Для этого специальным монархическим указом туркменам стали выделять земельные наделы, оснащенные соответствующей социальной инфраструктурой. Переселенцы успешно осваивались на новых землях Анатолии, а по сути – на византийских территориях. Победы сельджукской армии в Иране и Азербайджане способствовали значительному усилению миграционных потоков в турецкую Анатолию [1, 212]. Стратегически важные победы при Пасинах (1048), Ани (1064) и в Малазгиртском сражении (1071) заложили основу величия всего государства Сельджукидов, и Анатолии в частности, окончательно «туркменизированной» в эпоху правления султана Алп-Арслана (1063-1072).

После стратегически важных побед султана Алп-Арслана над Византийской империей началось последовательное переселение туркмен в Анатолию. В подвластных империи Великих Сельджукидов территориях Анатолии, Сирии и Ирака строились новые города, для обустройства переселенцев осваивались новые земли. Таким образом, можно констатировать, что в Х-ХII веках Анатолия и Средний Восток были полностью заселены туркменами.

Между тем, политическая обстановка в регионе ощутимо накалялась, чему в немалой степени способствует усиление политического давления шиитского государства Бювейхидов на Аббасидов, остро нуждавшихся во влиятельном политическом и стратегическом союзнике. По приглашению халифа Каим би-Эмреллаха султан Тогрул-бек отправляется в Багдад, где был принят с высокими почестями. Результатом визита стало подписание дружественного союза между двумя государствами, сам же султан Тогрул-бек был провозглашен «Султанул-Магриб вел-Машрык» – могущественным султаном Востока и Запада. [11, 133-134]. Произошло окончательное воссоединение могущественного государства. На бескрайних просторах великой империи, в отношениях между многочисленными народами, говорящими на различных языках и принадлежащих к различным конфессиям, на долгое время воцарились мир и спокойствие.

Созидательные по своей сути принципы государственного обустройства, положенные Тогрул-беком и Чагры-беком на состоявшемся в Мерве всеобщем курултае в основу политической стратегии могущественной империи, определили историческую перспективу правления династии выдающихся правителей, талантливых политических деятелей и блестящих стратегов – султана Алп-Арслана, Мялик-шаха, Беркярыка, Мухаммета Тапара, султана Санджара. Громадная территория площадью в 10 миллионов квадратных километров, объединившая в себе земли Ирана, Анатолии, Сирии, Ирака, Мавераннахра, прибрежные зоны Черного и Каспийского морей, вплоть до Индийского океана, а также Йемен и Восточный Туркестан, представляла собой единый государственный организм, сосредоточивший свое могущество и власть на древней земле Туркменистана.

Империя Великих Сельджукидов по праву признана самым могущественным по силе политического влияния и военной мощи государством в истории развития тюрко-исламской цивилизации. Именно на древней туркменской земле был заложен его фундамент, а поддержка туркменских родов и племен стала решающим фактором его становления и могущества. Массовая миграция этнических туркмен привела к окончательной тюркизации турецкой Анатолии. Большую роль в этом сыграли Салтык-гази, Менгючек-гази, Артык-гази, Данышмент-гази, Сокмен-гази и другие выдающиеся исторические личности. Гутулмыш-оглы Сулейман-шах, назначенный Мялик-шахом (период правления 1072-1092 гг.) наместником империи в турецких землях, позже вместе со своими сыновьями обосновали здесь самостоятельное сельджукское государство (1077-1308 гг.).

Территория современного Туркменистана является исторической родиной этнических туркмен. Здесь, на самом стыке времен и континентов пересекались главные караванные маршруты Великого Шелкового пути – артерии жизни, мира и слияния и взаимообогащения различных культур, связавшей судьбы народов, населявших бескрайние просторы от Великой Китайской стены до Европы. Туркменская земля особо выделялась среди всех прочих провинций, в различные периоды входивших в состав влиятельных государств Ирана и Турана. История же Анатолии и Турции насчитывает пятнадцать тысяч лет прогресса народов и культур, берущих свои истоки в наиболее ранних пластах общечеловеческой цивилизации.

Ремзи Кылыч (Турция)

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ