ТОРГОВЛЯ ОГУЗОВ И ТУРКМЕН

В хозяйственной жизни и экономике огузов и туркмен X—XIII вв. важное место занимали натуральный обмен и торговля. Огузская кочевая степь имела тесные контакты с оседлыми земледельческими оазисами. Взаимоотношения огузов-степняков с этим оседлым населением характеризовались сменой военных столкновений мирными торговыми связями. В торговле огузов и туркмен с Семиречьем, Хорезмом, Мавераннахром значительную роль в X—XI вв. играли города долины Сыр-Дарьи. Важное место в этой торговле занимал Янгикент, куда по Сыр-Дарье доставлялись из Хорезма караваны судов с хлебом. Столица Хорезма — город Кят — служил в X в. торговыми "воротами в Туркестан гузский" (450, л. 25; 611, С; 122).

Крупным центром торговли с огузами на среднем течении Сыр-Дарьи в X в. был город Сабран, являвшийся "сборным пунктом" их купцов (611, с. 118). Ибн Хаукал отмечает, что в Сабран огузы приезжали для торговли в мирное время (783, с. 391). В торговых взаимоотношениях с туркменами в X в. большую роль, вероятно, играли Баладж, Исфиджаб и Берукет. Макдиси указывает, что в пограничном с туркменами Баладже имелись колонии иранских купцов, выходцев из Исфахана. Большим торговым городом на границе с тюрками Семиречья был г. Исфиджаб. Купцы привозили свои товары в Исфиджаб со всех концов мусульманского Востока. Рынки этого города ломились от товаров, доставлявшихся сюда из Туркестана. Особенно большую роль в местном экспорте играл вывоз шерсти, войлока и овец (783, с. 391; 611, с. 117).

Мясо и другие скотоводческие продукты в основном доставлялись из кочевий огузов и карлуков.

Значительная часть ремесленных изделий Шаша в X в. производилась из сырья, поступавшего от окрестных тюрок. Сюда завозились, например, сыромятные кожи, подвергавшиеся затем дублению (555, с. 324). Козья шерсть доставлялась из Тараза, а серебро — из окрестностей Шалчикента. В Шаше изготовлялись седла из лошадиной кожи, колчаны, палатки, плащи, ножницы, различные материи. Следует отметить, что из Шаша вывозился хлопок, продававшийся соседним племенам тюрок. Большим спросом у тюрок пользовалась парча, самаркандские ткани красного цвета под названием мамарджил и полотняная материя синизй (555, с. 324—326).

В X в. особенно интенсивными были экономические связи огузов с Хорезмом и Хорасаном. Истахри пишет, что большая часть богатств хорезмийцев является результатом их торговли с окрестными тюрками (265, с. 180). Макдиси указывает, что площадь города Ургенча была местом большого, оживленного торга привозным скотом. В персидской версии труда Истахри сказано, что Гургандж был складочным пунктом огузских товаров. Торговые караваны направлялись отсюда в Хорасан, Гурган и Хазарию (407, л. 101).

В источниках X—XIII вв. чаще всего упоминается о торговле огузов и туркмен продукцией своего животноводческого хозяйства. Скот, поступивший из огузских кочевий, пользовался большим спросом в Хорасане, Мавераннахре, Хорезме. Средневековые историки говорят также о продаже на внешних рынках скота туркменскими племенами (165, XI, с 125). Торговля скотом приносила выгоды не только кочевым огузам и туркменам, но и земледельческому населению Хорасана и сопредельных областей. В этом отношении характерно признание большой роли торговых взаимоотношений с кочевниками в одном из сельджукских документов XII в. {В караханидском памятнике XI в. "Кутадку-Билик" также отмечается выгодность торговли с кочевыми племенами (791; 549)} "Товары и предметы их (кочевников), — говорится в указе Санджара, — дающие прибыль, являются причиной увеличения благоденствия, довольства и пользы оседлых людей. Знать и простой народ имеют свою долю в этих благах и преимуществах" (265, с. 314).

Огузы и туркмены вели торговлю с соседними народами не только скотом, но и другими товарами. В X в. из страны огузов вывозились в Хорасан похожие на лазурит породы малахита и азурита. Купцы из Шаша покупали серебро, добывавшееся в рудниках Гарбиана. Западные группы огузов вели торговлю бобровыми мехами, вывозившимися затем в Армению и Византию. Скорее всего эти меха огузы продавали хазарским и булгарским купцам, захватившим в X в. почти всю торговлю со странами Востока (390, с. 159). Очевидно, через посредство этих купцов бобровые шкурки, добывавшиеся в стране огузов, попадали в Закавказье и Малую Азию (ср. 159; 628; 629).

Огузы и туркмены X—XIII вв., как свидетельствуют нарративные источники, вели также работорговлю. Главным источником торговли рабами были постоянные войны в степи и захват пленных (283, с. 103, 526). Обращенных в рабов военнопленных продавали на рынках соседних земледельческих областей. Враждовавшие с огузами и туркменами племена и народы в свою очередь обращали в рабов их военнопленных. В IX в. правители Хорасана ежегодно отправляли ко двору багдадских халифов 2000 огузских рабов {Подробная характеристика огузских и других тюркских рабов-гулямов приведена в "Кабус-наме" (185; 652)}. Крупным центром транзитной работорговли в X в. были также Мавераннахр и Хорезм, куда привозились рабы из славян, хазар, тюрок. Вероятно, среди них были и рабы, доставлявшиеся для продажи огузскими и туркменскими купцами. Особенно многочисленные факты о продаже ими в рабство военнопленных содержатся в источниках XI—XII вв.

Торгово-экономические связи огузов и туркмен с окрестными народами осуществлялись главным образом посредством натурального обмена. В пользу этого мнения свидетельствует описание торговых операций шашских купцов с огузским населением Гарбиана. Идриси сообщает, что прибывавшие в Гарбиан торговцы из Шаша выменивали здесь свои товары на верблюдов (2, л. 109). В XII в. историк Вильгельм Тирский отмечал, что туркмены "меною приобретают все необходимое на жизнь" (399, с. 57). Идриси, видимо, не случайно говорит о натуральном обмене огузами скота на привозные шашские товары. Основным платежным средством при меновой торговле издавна был скот, выполнявший функцию денег (255). Примечательно, что в языке огузов XI в. скот, как и другие богатства, обозначался словом "тавар" (491, I, с. 356).

Наряду с простым обменом, у огузов и туркмен X—XIII вв. развивались товарно-денежные отношения. Ибн Фадлан сообщает о динарах мусайаби, имевших в X в. хождение у кочевых огузов (770, с. 112). В обращении у огузов и туркмен Средней Азии находились и другие монеты, чеканенные правителями Хорезма, Мавераннахра, Хорасана. В языке огузов и туркмен XI—XIV вв. деньги назывались агры (574, с. 30), ярмак (266, III, с. 32) и акча (731, с. 222). Последние два термина в значении "деньги" употреблялись у тюркоязычных народностей еще в древности (459, с. 140, 141). В обращении у огузских племен, наряду с монетами, находились и серебряные слитки {Подобные слитки у средневековых тюрко-монгольских племен назывались сатыр, ястук и сом (770, с. 117; 773, с. 115, 116; 762, I, с. 23). В "Анис ал-кулуб" (XIII в.) указывается, что в XII в. у огузских племен Балхской области имели хождение серебряные слитки под названием "сом кюмуш" (647, с. 479)}. Такие слитки, например, в XII в. имели широкое хождение у огузов Балхской области (352; 139; 692).

Торговая практика огузских племен X—XI вв. основывалась на своеобразном институте куначества (биста). Мусульманские купцы, прибывавшие в огузские кочевья, считались почетными гостями. Каждый торговец останавливался у своего "друга", который ставил для него отдельную кибитку и доставлял необходимый провиант. Гость подносил хозяину юрты и его жене различные подарки. В свою очередь правом гостеприимства пользовались и огузы, прибывавшие к своим кунакам. Такая практика отдаленно напоминает античную проксению, с помощью которой в древности осуществлялись торгово-экономические и дипломатические связи (20).

Данные средневековых источников позволяют говорить о большой роли торговли в экономике огузов и туркмен X—XIII вв. Главным образом они обменивали свою животноводческую продукцию на хлеб и различные товары, доставлявшиеся из земледельческих областей Средней Азии. Соседним народам они поставляли также меха пушных зверей и некоторые другие товары. Огузы и туркмены занимались и продажей обращенных в рабов военнопленных. В их торговых делах широкое распространение имел куначеский обычай, напоминающий античную проксению. Торгово-экономические связи огузов и туркмен с соседними народами осуществлялись путем натурального обмена и продажи на деньги. Развитие денежных отношений было следствием тесных экономических связей с земледельческими областями и роста товарности их скотоводческого хозяйства.

Из книги С.Агаджанова "Очерки по истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв."

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ