МАНГЫШЛАКСКИЕ И СТАВРОПОЛЬСКИЕ ТУРКМЕНЫ

К группе туркменских племен, размещенных в северной части Туркменистана (Хорезм, Мангышлак) и на Северном Кавказе относятся племена: Чаудор, Абдал, Игдыр, Арабачи, Соинджаджи, Машрык. Чаудоры и Игдыры относятся к группе туркмен-огузов (XI век), Абдалы, Арабачи и Соиджаджи считают себя близкими к Чаудорам. Род Машрык, видимо, возник на Мангышлыке из частей Абдалов, Ходжа и Калмыков (XVII-XVIII вв.). 

Последние три-четыре столетия перечисленные шесть племен составляли территориально одну группу и назывались мангышлыкскими туркменами (минаги, мангыты) во главе с племенем чаудор, как старшим родом. 

ЧАУДОРЫ (чавдуры, джаулдоры). Часть их, проживавшая в пределах Ташаузской области Калининского райнона ТССР, по нашим записям, сделанным со слов жителя этого района Юллы Джума оглы (1926 г.), состоит из следующих родов (далее Г.И.Карпов описывает структуру племени чаудов - Ред.). 

Чаудоры Северного Кавказа (ставропольские) по данным А.И. Ярхо ("Советская Азия", кн.1,2, 1931) подразделяются на колена: Абдул-Джабаш (Туаыр), Чак-чак, Кылым, Соки, Севи. 

СОИНДЖАДЖИК находящийся в составе туркмен Северного Кавказа делятся на колена: Абдул-Гапар, Ак-Берды, Сеюндык, Абдул-Эмин, Инвары, Дурдак, Бозаджи. Последние являлись самостоятельным родом в мангышлакской группе туркмен (Бозходжи, Богаджи, Бузачи). 

АБДАЛ. Среди туркменских племен, проживающих в районах Ташаузской области (северная, Хорезмская часть Туркмении) встречаются представители племени Абдал. Историческое прошлое этого племени связано с политическими событиями, имевшими место в северной части Хорасана (Иран) в первых веках нашей эры (эфталиты) 

Так у В.В.Бартольда, в его "Истории культурной жизни Туркестана" об абдалах (с.3) сказано: "...под давлением жужаньцев произошло так же в том же V веке движение на юг народа, известного у греков под названием «Е-да», в последствии у арабов под названием хайдат или белые хунды, или белые хунны. Классическими авторами было распространенно на эфталитов название кушаны. Эфталиты между 563-567 гг. подчинялись победителям туркам...". 

В приведенной справке В.В.Бартольда нет географических данных о местонахождении эфталитов-абдалов. Во всяком случае, месторасположение белых гуннов в V веке отмечается в районах северо-восточного Хорасана. 

В энциклопедии тюркского народа М.Фиад Копрюлю дает сведение о расселении абдалов. В настоящее время (1935 г.) по его данным анатолийские абдалы проживают в следующих 10 велайятах (Турции ): Ак-Сарай, Анкара, Токат, Чорум, Денезли, Диарбекир, Синоп, Сивас, Самсун, Трапзон, Газиантен, Кастамону, Каусеви, Гиресон, Мерсин, Магниса, Малатуа, Ван, Воззан. 

В этих велайятах из абдал известны следующие родовые подразделения: 
Абдаллар, Якуп-Абдал, Коса-Абдал, Чекча-Абдал, Абдал-Дами, Абдал-Коли, Абдал-Ата, Абдал-Бодур, Абдажан-Дичле, Абдал-Оглы, Кара-Абдал, Араки-Абдал, Чакали-Абдал, Абдал-Хасан, Койун-Абдал, Абдал-Рум, Абдал-Куюси, Абдал-Мехмет, Будала, Сиске-Абдал, Абдал-Месрееси, Хасан-Абдал, Хоук-Абдал. 

В Туркменистане Копрюлю называет следующие подразделения абдал: Абдал-Боюндур, Дэли (теле), Курбан, Огур-ве-Огры, Менгли-Ходжа. По данным 1849 года (Небельсон) в 4-х последних родах насчитывалось 1065 человек. Кроме того, в Астрахани проживало 80 семей. 

В Афганистане, в районе Кандагара, проживают абдал под общим названием Хасан-Абдал, которые, по заявлению автора, происходят от Халадж. 
В Восточном Туркестане абдалы известны под названием Адана-Абдалляр. 

В Заключении Копрюлю, на основании литературных данных об абдалах, делает вывод, что абдал (авдал, афтал, эфтал) происходят от эфталитов (эфтали, авдали), т.е. от белых хуннов. 

Б.В.Миллер в своей книге "Кочевые племена Фарсистана" (1916 г.) в числе тюркских племен, населяющих Фарсистан называет басер и ветвь его - Вейси с родом Абдал (с.8-9). Среди казахов и киргизов в числе основных племен упоминаются абдалы. 

По сообщению бывшего Отдела национальных меньшинств Астраханского губисполкома от 26 апреля 1927 года, в числе "астраханских туркмен", переселившихся с Мангышлака в 1880 году, находилась группа под названием туркмены Абдал. В данное время они проживают (вместе с Игдыр и Чаудор - 1500 человек) в селениях около Астрахани: Атал, Фунтово, Зацарево и Соколовском. 

По данным С.Венюкова, в Туркмении в 1870-е годы Абдалы жили вместе с Чаудорами и Игдырами. По Г.Мельгунову, абдалы-иджемек в числе 420 кибиток входили в состав племени йомуд, ответвления елкан (елган). 

У Д.Н.Логофета (Бухарское ханство под русским протекторатом. Спб, 1911 г.), в числе узбекских родов, населяющих бывшее Бухарское ханство, Абдалы значатся под номером 41, как основной узбекский род и (у него же) среди туркмен Средней Аму-Дарьи и Пянджа, как самостоятельный род. 

Капитан Муравьев в "Обзоре туркменских племен" указывает, что в Туркмении абдалы расселяются "по соседству с караганом". Род Абдал, по Муравьеву, делится на колена: Менгли-Куджа, Огри, Дэли, Чекак-бай, Оганых, Кизлер-Генек. Это род, по словам Муравьева, входил в состав чаудорского племени. 

По данным полковника Михайлова ("Туземцы Закаспийской области"), абдалы вместе с Гокленами и Игдырами и огурджали относятся к "огузхановскому поколению". 

О численном составе Абдал, проживающих в Туркмении имеются различные сведения: 

Муравьев - 8000, Борнс - 8000, Бларамберг - 8000, Скрябин и Рябинин - 25 000, Вамбери - 12 000. Причем, в указанное число абдал у многих авторов входит также Чаудоры, Игдыры и другие. Как писал М.Венюков, проживали Абдалы "по Устюрту до Айбугира... и городов Ильялы, Ташауз, Порсу, Казават, Ходжейли и Кипчак". 

16 апреля 1883 года русский царь обратился к абдальским старшинам, живущим на Мангышлаке (к родам Огры, Менгли-Ходжа, Курбан и далее) с поздравлением и обещал покровительственную защиту торговых караванов через депутатов этих родов: Мулла-Довлет Мурад-Нияза Богадура, Бегендж Мурад-бая, Тогуль-Такира Богодурова и Ирали-Дотджа Мурадова. 

Оренбургский и Самарский генерал-губернатор А.А.Катенин в своем отношении №064 от 20/VI 1859 года на имя военного министра указывает, что в форте Александровском (на Мангышлаке) живут "га-абдальцы" и "игдырцы" (ЦКИА ВУА, 41 925, с.18). В донесении от 8 октября 1856 года за №7 Катенин указывает, что "немногочисленные аулы абдальского рода кочуют между адаевцами (казахами) около залива Александр-бай..." (ЦВИА ВУА, №40591, л.15). 

Во времена хивинского хана Мухаммад-Рахима, в 1810 году, при описании осады крепости Курнграт упоминается, что хан наградил "Туган-Нияз Бехадыра (см. выше) из вождей мангышлакских туркмен рода абдаль, который успешно сопровождал купеческий караван, направлявшийся из Астрахани в Хиву через старый Ургенч..." (МИТТ, т.II, с.76). 

В хивинских событиях 1856 года "представитель поколения (тире) Абдаль по имени Халк Чаудоров, злосчастный Мухаммед-юзбаши, став во главе некоторых разбойников этого племени (тайфе) совершил несколько раз нападение на окрестное кочевое население (эляд). Разграбив и опустошив владения и имущество сельских жителей он тем самым создал большое беспокойство. Откочевав с сочувствовавшими ему мятежниками и направившись в окрестности Старого Ургенча, он поселился там...(МИТТ, с.566). 

В "Истории Надир-хана" упоминается об афганских абдальцах, принимавших активное участие в "смутах" в городе Герате в 1716-1717 гг (Там же с.117). В среди которых ханом был впоследствии Ахмед-хан из рода Садозак - основатель нынешнего Афганского государства (1747-1773 гг.), присвоивший себе титул Дур-и-Дурран - "жемчужина жемчужин", откуда и получилось "Дуррани" - новое имя племени абдал (там же, с.209б примечание) (или, Тур-Тура) 

В северной части Ирана во время восстания губернатора Астрабадской области Мухаммед-Заман хана (1814 г.), в составе правительственных войск участвовала конница ходжевентская и абдаль-меликская. Абдаль-мелики "первоначально жили в Дерегезе (около современного Каахкинского района ТССР), затем были переселены в Шираз и оттуда в Шахрияр, к западу от Тегерана, наконец в Нур-Мазендаранский и около 1855 года они поселились на берегу Каспия между устьем реки Ника и полуостровом Миян-кала". Там они наделялись землей при обязанности нести военную службу (там же, с.214). В 1883-1884 гг. абдаль-мелики вместе с ходжвентами (лурское племя) обитали в булюке Куджур (там же, примечание, с.314). 

По последним данным (1931 г.), представители племени Абдал, проживающие в Ташаузском округе ТССР имеют следующие подразделения на колена: Огерли-Ходжа, Менгли-Ходжа, Дэли, Курбан, Довлет, Амин, Кугиш, Джогельдык (Джангельды), Коктай, Ирадек, Кызыл-Егенек, Токмек и Уваным. Более мелкие поразделения этого рода: Тая-Конграт, Чалар, Чекир-баи, Огшик, Ханаз, Дурды-байли, Мурад-Абыз, Ходжали, Бяш-Атлы, Аслям, Терс-Аяк, Хыдыркули-Хан-Ага. 

Как видно из справки об Абдалах, последние встречаются в различных местах Туркменистана, Ирана, Афганистана и др. Такое расселение абдалов вперемежку с другими племенами и народами, несомненно, результат длительного исторического сожительства различных этнических образований и колоссальных военных катастроф прошлого. 

Устойчивость родовых организаций у Абдалов и других туркменских племен, по-видимому, вызывалась необходимостью охранения личности от политических и хозяйственных катастроф, чем и сообщена была устойчивость существовавшим "кровным" родовым объединениям, значение которых, пожалуй, больше ослабляется для тех групп населения, которые переходили к оседлой жизни. Однако, среди последних память о родовых связях в прошлом живет и в поколении нашего времени. 

Из приведенных справок об Абдалах можно сделать и второй вывод, что современные нам абдальские роды, несомненно, являются осколками тех хуннов-эфталитов, о которых говорил В.В.Бартольд. 

Исследуя литературные источники и документы об абдалах 1850-х годов мне пришлось ознакомиться с многочисленными докладными записками русского купца П.С.Савельева (житель Красного Яра, возле Астрахани) - бывшего владельца пароходов на Каспии и торговца солью, керосином, железом с туркменской степью, в которых он приводит интересные обычаи у туркмен о.Челекена. Там местный Дэли-хан "радушно" приняв Савельева (февраль 1858 г.) и в честь его приезда "резал баранов и кровью обливал мой путь до кибитки хана", - писал Савельев (ЦВИА, оп.287, св.300, 1864 г., №26, с.79). Обычай встречаемый среди туркмен. 

Г.И.Карпов

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ