ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕЛЬДЖУКИДОВ

Средневековые восточные источники сохранили крайне скудные данные о происхождении сельджукидов. В этих источниках содержатся к тому же самые разноречивые сведения об этнической принадлежности данной фамилии. Одни средневековые авторы указывают, что сельджукиды вышли из среды хазар, а другие сообщают, что они происходят из огузов.

Обращает на себя внимание, что версия о хазарском происхождении сельджукидов приведена лишь в отдельных вариантах "Малик-наме". Сельджукиды причисляются к хазарам, например, в труде Абу-л-Фараджа, который одновременно называет их хуннами (586, с. 295—335). Абу-л-Фарадж именует хуннами не только сельджуков, но и другие кочевые племена Азии (586, с. 335). По-этому у нас есть основание считать, что употребляемые им термины "хазар" и "хунн" не имеют здесь определенного этнического содержания {Сельджукидов относят к хуннам и некоторые средневековые византийские авторы. Однако подобное утверждение, как показал О. Мэнчен-Хэлфин, не может считаться правильным (663, с. 101)}.

Данный случай, впрочем, является далеко не единственным в средневековой восточной историографии (705, с. 18). Следовательно, утверждение о хазарском происхождении сельджукидов нельзя понимать в буквальном смысле. Рассматриваемый термин употребляется здесь в качестве архаического общего наименования для степных народов Средней Азии {В подобном же значении употребляется термин "скиф" (и другие архаические названия), прилагаемый к сельджукам европейскими и закавказскими историками эпохи крестовых походов (181; 542; 595; 605)}.

Необходимо также отметить, что в приводимой Абу-л-Фараджем цитате из "Малик-наме" сельджукиды не относятся к хазарам. Они не называются хазарами и в более ранних версиях этого источника, излагаемых мусульманскими историками. В ряде вариантов "Малик-наме" говорится лишь о том, что предок сельджукидов был приближенным и вельможей хазарского царя. Отсюда можно заключить, что рассматриваемое утверждение Абу-л-Фараджа основано на субъективной интерпретации своего первоисточника. Впрочем, в трудах Абу-л-Фараджа и следующего за ним Ибн Тиктака (292, с. 332) термин "хазар", прилагаемый к сельджукам, фактически не имеет этнического содержания. В пользу этого мнения свидетельствует не только приведенный выше анализ текста Абу-л-Фараджа, но и конкретные данные, содержащиеся в труде Ибн Тиктака. Последний, относя сельджукидов к числу хазар, вместе с тем отмечает, что они были вождями тюрок-огузов (292, с. 332, 333). Все эти обстоятельства лишают достоверной почвы теорию о хазарском происхождении сельджукидов.

Остановимся теперь на разборе исторических данных о принадлежности сельджукидов к огузской среде. На происхождение этой династии из огузов указывается в ряде вариантов "Малик-наме". Согласно версии Ибн ал-Асира, основатель сельджукидской фамилии был предводителем тюрок-огузов (613, IX, с. 321, 322). Другие историки, которые также пользовались "Малик-наме", относят сельджукидов к огузскому племени кынык (529, с. 41 и след.). Садр ад-Дин Хусейни рассказывает, что кыныки, из числа которых вышли сельджукиды, состояли из многочисленных кочевых родов (727, с. 11, 12).

Происхождение сельджукидов из племени кынык подтверждается не только "Малик-наме", но и другими средневековыми источниками. В "Истории" Абу-л-Ала Ахвала, например, также говорится, что эта династия вышла из тюрок-кыныков (164, л. 176).

Захир ад-Дин Нишапури вносит уточнение, свидетельствуя о принадлежности сельджукидов к "уругу и кости кынык" (161, с. 10). Османские версии "Огуз-наме" добавляют, что кыныки относились к племенам левого крыла огузского войска. Кыныки имели свое боевое знамя (туг), а их тотемом (онгон) была чакры — храбрейшая и отважнейшая среди охотничьих птиц {Чакры (чагры) — тюркское название породы сокола или же ястреба-перепелятника (570, с. 28; 574, с. 42)}. Вышедшая из кыныков династия сельджукидов происходила из Туркестана и принадлежала к старинному уругу (410, л. 17).

Происхождение сельджукидов из племени кынык, таким образом, подтверждается целым рядом средневековых источников. На это указывают версии "Малик-наме", "Огуз-наме" и "Сельджук-наме" Захир ад-Дина Нишапури. Отмеченный факт вряд ли можно отнести к числу случайных, фатальных совпадений. Данное мнение подкрепляется таким авторитетным первоисточником, как труд Махмуда Кашгарского. В "Диван лугат ат-тюрк" прямо указывается на происхождение сельджукидов из племени кынык (266, I, с. 56).

Совокупность приведенных исторических сведений позволяет заключить, что сельджукидская фамилия вышла из среды кыныков. Это было довольно крупное племя, состоявшее из многочисленных родовых групп (529, с. 41). Источники XI в. относят кыныков к огузам, которые одновременно именуются туркменами (266, I, с. 56). Поэтому у нас есть основание считать, что династия сельджукидов происходила из огузо-туркменской среды.


Из книги С.Агаджанова "Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии в IX-XIII вв.

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ