РАССЕЛЕНИЕ ОГУЗСКИХ ПЛЕМЕН В X В.

Содержащиеся в "Китаб Руджар" историко-географические сведения позволяют установить максимальные пределы земель огузов в X в. Огузские племена, согласно данным Идриси, обитали в степной полосе нынешней Средней Азии от Южного Прибалхашья до низовий Волги. Кочевья огузов были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, по побережью озера Аралсор. Огузы населяли также Приаралье, долину Сыр-Дарьи, предгорья Сырдарьинских Каратау, обитали в долине Чу, в Таласском Алатау, в низовьях реки Или. Здесь располагались огузские становища и относительно небольшие крепости, служившие убежищем в случае опасности и являвшиеся ставками крупных вождей.

Разумеется, огузские племена не везде на этой столь обширной территории составляли основную массу населения. Наиболее компактно они жили в Приаралье, Северном Прикаспии, в нижнем течении Сыр-Дарьи. Отдельные группы огузов обитали в Семиречье, где в X в. среди местного тюркоязычного степного населения преобладали карлуки (680; 712). Огузские племена, населявшие Южное Прибалхашье и побережье реки Чу, были независимыми и имели своих вождей (2, л. 109; 3, л. 518).

В X в. восточные границы огузских кочевий и небольших крепостей простирались до нижнего течения реки Или. Жившим на южном побережье Балхаша огузам, вероятно, принадлежала крепость Горгуз. Местные огузские племена назывались хангакишами и отличались своей воинственностью {На картах Идриси они именуются также ханга-гузами, а их страна называется Хангакет (2, л. 108; 3, л. 515; 679, I, с. 98)}.

Археологическое изучение низовьев Или, долины Каратала и Коксу показало, что здесь в VIII—X вв. имелись города оседлого и полуоседлого типов. Основная масса жителей этих поселений состояла из тюрок. В этом районе обитали также кочевые тюрки, оставившие многочисленные курганные погребения (247; 250).

Очевидно, восточная группа огузов, называемых Идриси хангакишами, описывается в "Первой записке" Абу Дулафа. В пользу данного предположения говорит тот факт, что он помещает огузов за Мавераннахром на пути в Китай; эти огузы жили между кимаками, обитавшими на территории нынешнего Казахстана, и токуз-гузами, населявшими Восточный Туркестан {См. подробнее о стране кимаков и токуз-гузов: 680; 684; 723; 736}. Привлекает внимание и сообщение Абу Дулафа о том, что эти огузы вели торговлю с Китаем и Индией (723, с. 21). В "Первой записке" отмечается также существование у них города, в котором имелся храм, но без идолов. Город являлся ставкой местного огузского "царя", который взимал налоги (харадж) со своих подданных. Абу Дулаф отмечает, что в этом городе-ставке имелись постройки из камня, дерева и камыша {Это сообщение, заимствованное из "Первой записки", приведено также в сочинениях Закарии Казвини (795, И, с. 395) и Иакута (787, XIII, с. 442}.

Рассматриваемые детали известия Абу Дулафа иллюстрируются сравнительным археологическим материалом с территории Казахстана и Киргизии. В этом отношении весьма интересны кимако-кыпчакские городища, обнаруженные в Центральном Казахстане. Некогда массивные, стены этих укреплений сложены из кирпича-сырца, дерна и камышовых связок. Для прочности стен внутри кладки вертикально положены сплетенные ряды высокого камыша, служившего, вероятно, не только связью, но и оборонительной стеной (251, с. 38). Такие укрепления имели ров шириной до двух и более метров, наполненный водой. Внутри поселений располагались открытые площадки, где помещались юрты и палатки. Более развитый тип подобного рода укреплений представлен в общем комплексе городищ правобережного Таласа. Приблизительно в 45 км к северо-востоку от Джамбула лежит большое укрепление Тюймакент, с мощными глинобитными стенами. Внутренняя часть городища представляет собой открытую площадку, служившую местом для установления разборных жилищ. Описываемый тин поселений в ряде средневековых источников называется "кури". В этих городах-ставках имелись ограды, сделанные из камышовых связок (245; 246; 251). Приведенный археологический материал подкрепляет рассматриваемое свидетельство Абу Дулафа.

В X в. одна из групп огузских племен кочевала в долине реки Чу и в Таласском Алатау. Идриси называет огузов Чуйской долины хандагами (583, II, с. 414). Эти огузские племена отличались своей храбростью и независимостью. Главной резиденцией их предводителей была крепость Хийам, лежавшая на правом берегу реки Чу. В "Нузхат ал-муштак" говорится, что огузы-хандаги со-вершали постоянные набеги на Смрйаки {Название этого поселения или местности, вероятно, искажено в рукописях сочинения Идриси. Точное расположение Смрйаки для нас остается неизвестным}. Обращает на себя внимание, что эти племена населяли "внутренние" области земель огузов (3, л. 517).

В X в. группы огузов населяли также среднее течение Сыр-Дарьи и предгорья Сырдарьинских Каратау. Укрепленной ставкой одного из их "раисов", вероятно, служил город Дахлан. В "Нузхат ал-муштак" говорится, что он имел большое войско и совершал грабительские набеги на город Тараз. Войны сменялись мирными переговорами и торговлей с сопредельными областями. Мусульманские купцы из Шаша прибывали сюда для покупки скота, главным образом, верблюдов. Очевидно, через это огузское владение торговцы Мавераннахра вывозили серебро из рудников Гарбиана (2, л. 109; 3, л. 518).

Следует отметить, что расселение огузов на среднем течении Сыр-Дарьи подтверждается и другими арабоязычнымн источниками X в. В сочинении Ибн Хаукала говорится, что огузы жили по краям пустыни, где река Шаш пересекала границу Сабрана (783, с. 392, 393). Интересные сведения о расселении огузов в этих сырдарьинских областях содержатся в персидской версии труда Истахри. "Когда (река Чач), — говорится в этом источнике, —проходит пределы Сабрана, то на этой реке (в местности) Даруйе находятся жилища гузов" (406, л. 145; 407, л. 113; 670, с. 265).

Сабран, как известно, располагался на правом берегу Сыр-Дарьи, около разъезда, у станции Сауран, в 48 км к западу от города Туркестана (201; 234). Макдиси характеризует Сабран как большую крепость, окруженную семью валами. Город являлся пограничным укреплением против соседних племен огузов и кимаков (265, с. 185; 555, с. 274). Это еще раз свидетельствует о расселении огузов на среднем течении реки Сыр-Дарьи.

Данные арабоязычных географов X в.. позволяют установить, что огузские кочевья заходили и на левый берег Сыр-Дарьи. В пользу этого мнения говорит текст Истахри, который пишет, что город Сюткент являлся пограничным рубежом Мавераннахра с кочевьями тюрок-огузов (265, с. 184).

Сравнительно долгое время в исторической литературе считалось, что остатки Сюткента расположены на левом берегу Сыр-Дарьи, близ озера Каракуль (61; 201; 371). Однако сплошное археологическое изучение Южного Казахстана выявило наличие двух городищ Сюткента. Первое из них лежит в урочище Каракуль, приблизительно в 2 км от нынешнего русла Сыр-Дарьи. Второе городище, удаленное от первого на расстояние около 2 км, находится на территории земель совхоза Сюткент. Городище Сюткент I, по археологическим данным, прекратило свое существование в XV—XVI вв. (28, с. 119, 120).

В X—XII вв. Сюткент входил в состав Фарабского округа и был связан с пастбищным скотоводством, имевшим большое развитие в Келесской степи (250, с. 70, 73). Фарабский округ {Округ получил свое название по имени города Фараба, который был его административным центром. В последней четверти X в., после упадка г. Фараба, центром этой области становится Кедер, отождествляемый с городищем Куйрук-Тепе, в 6 км к северу от развалин Отрара (70, с. 105—110)}, располагался по обеим сторонам реки Сыр-Дарьи, при впадении в нее Арыси (28; 61). Сам город Фараб соответствует нынешним развалинам Отрара, находящимся близ станции Тимур, на правом берегу Сыр-Дарьи (201; 237).

Группа огузских племен обитала в сырдарьинских областях между Фарабом и Кендждехом (583, II, с. 208). Область Кендждех (или Кенджиде) находилась на среднем течении Арыси. Главным городом области был Субаникет, развалины которого соответствуют городищу Жуван-Тепе (27; 28; 250). Археологическое обследование Кенджиде показало, что в X в. здесь обитали кочевые и полуоседлые племена тюрок (27, с. 57). В поселениях среднего течения Сыр-Дарьи, кроме того, найдена керамика, относящаяся к карлуко-огузскому типу (83, с. 87; 28, с. 69). Совокупность всех этих сведений позволяет считать, что в числе тюрко-язычного населения данного района имелись и огузские племена.

Рассмотренные выше историко-географические материалы дают возможность локализовать кочевья этих огузов приблизительно от южных предгорий Каратау, Богена, Чаяна и Арыси до пределов Чимкента. В южном направлении кочевья и стоянки огузов, вероятно, были разбросаны от Шаульдера {Былое расселение огузов в Шаульдерском районе подтверждается топонимикой нынешней Южно-Казахстанской области и эпическими сказаниями огузов (322; 349)} до восточной оконечности песков Алкаколь-Кум. Огузские племена обитали также в присырдарьинских районах Голодной степи, на северо-западных границах Усрушаны (306, с. 34).
В X в. часть огузов жила также в пределах Шашской и Исфиджабской областей. Согласно Ибн Хаукалу, группа огузов населяла город Бискент {В русском переводе этого отрывка вместо Бискент, стоящего в тексте Ибн Хаукала, принято ошибочное чтение Сабран (265, с. 184).}3, который был расположен в Шаше (787, 1, с. 466, 527). Бискент, как установлено в результате археологических исследований, соответствует нынешнему Пскенту, лежащему в долине реки Ангрен (258, с. 32—65). "Здесь,—пишет Ибн Хаукал, — собираются племена тюрок-гузов и карлуков, которые уже обратились в ислам" (783, с. 391; 265, с. 184). Важное дополнение к этому известию содержится в персидской версии труда Истахри.

"Город Бискент {В использованных нами рукописях (406; 407) этот город назван Шаш (Чач). И. Афшар в тегеранском издании принял конъектуру Сабран, но мы, следуя аналогичному тексту Ибн Хаукала, принимаем чтение Бискент (ср. 703, с. 2(59; 748, 1, с. 28)}, — говорится в этом источнике, — населен множеством жителей из различных видов людей: (из) гузов, карлуков и других, которые, став мусульманами, являются все борцами за веру" (406, с. 144; 670, с. 264).

В персидской версии сочинения Истахри при описании пути от Тункета — столицы Шаша — к Исфиджабу и Таразу упоминается в Келесе рабат Анфаран и Селение огузов (***). Дорога из этой деревни поворачивала к Исфиджабу и Бадухкету, от которого в двух днях пути находился город Тараз. На дороге от Бадухкета до Тараза не было никаких селений и городов (670, с. 269).

Анализируемые сведения позволяют заключить, что в X в. часть огузов жила в Келесской степи, в долине Ангрена и Чирчика, в предгорьях Чаткальского и Угамского хребтов. Огузские племена обитали здесь вперемешку с карлуками и другими тюркоязычными группами (ср. 680, с. 72, 116; 661, I, с. 288). Эти племена, подвергшиеся исламизации, частично осели в городах и сельских поселениях Шашской и Исфиджабской областей.

Огузские племена обитали не только на среднем, но и на нижнем течении реки Сыр-Дарьи. Здесь располагались принадлежавшие им города Дженд, Янгикент и Хора (450; 611; 680). Средневековый Дженд соответствует развалинам Джанкалы в нижнем течении Сыр-Дарьи (421; ср. 189). Руины Янгикента под названием Джанкент лежат на левом берегу Сыр-Дарьи, к югу от Казалинска (30; 201; 234). В середине XVIII в. на городище Джанкент еще сохранялись остатки каменных башен с оградами (233). Среди местных жителей бытовала легенда о гибели Джанкента от нашествия змей (30; 308). Точное местоположение Хора пока неясно, но известно, что город находился близ устья реки Сыр-Дарьи (511, с. 51).

Огузы граничили в X в. с Хорезмом, Мавераннахром и Хорасаном. "Все границы Мавераннахра, — пишет Истахри, — место военных действий: от Хорезма {Истахри в отличие от других географов X в. включает Хорезм в состав Мавераннахра} до окрестностей Исфиджаба — с тюрками-гузами, от Исфиджаба до отдаленнейших мест Ферганы — с тюрками-карлуками" (265, с. 178). Истахри сообщает также, что земли огузов достигали на востоке пределов Тараза. Отсюда границы огузов шли по дуге через Фараб, Бискент, Самаркандский Согд, окрестности Бухары и Хорезм до Аральского моря (265. с. 177).

Пограничная с огузами полоса укреплений Хорасана начиналась у рабата Ферава {Ферава находилась на месте села Парау, в 10—15 км от нынешнего Кизыл-Арвата (256).}, где был размещен военный гарнизон (265. с. 273; 611, с. 84). Граница огузов с Джурджаном проходила у рабата Дехистан, являвшегося сильным форпостом на самом краю пустыни {Джурджан — область, позднее город, развалины которого лежат недалеко от Гумбати Кабуса, на реке Гурган. Округ Дехистан с одноименным рабатом большинство средневековых восточных географов относят к Джурджану (61.с. 32, 33; 159, с. 236)}. Однако во второй половине X в. эта крепость, как образно выразился Ибн Хаукал, "испила глоток разрушения, но не (очень) сильный" (265, с. 181; 783, с. 273).

Пограничными крепостями Хорезма с огузами были Джурджания {Джурджания, или Гургандж — город, находившийся близ современного Куня-Ургенча. В персидском переводе сочинения Истахри говорится: "Гургандж меньше Хорезма и является портом и складочным пунктом гузов. И оттуда идут караваны к Хорасану и Гургану и на запад, и в сторону хазар, и в другие местности" (406, л. 182; 407, л. 101; 670, с. 235)} и большое укрепленное селение Баратегин (265, с. 179, 180). Границы Хорезма соприкасались с землями огузов и у города Джита, лежавшего в пустыне к северо-западу от Гурганджа. Крепость была обнесена стеной. Отсюда начинался караванный путь в огузские степи (265, с. 298). В X в. эти степи, тянувшиеся на запад до страны хазар, назывались Хорезмской или Огузской пустыней (406; 407; 670). "В восточном направлении, — говорится в "Худуд ал-алам", — (эта пустыня), проходит по границе Мерва вплоть до Джейхуна. В южном направлении она проходит по пределам Баверда, Нисы, Феравы, Дехистана и Хазарского моря вплоть до границы Атила. С запада (от этой) пустыми река Атил. С севера от нее река Джейхун, Хорезмское море, область гузов до границ Булгара. Эту пустыню называют пустыней Хорезмской и Гузской {В более поздних средневековых источниках отмечается, что Гузская пустыня имеет в ширину более ста фарсахов (294, л. 15). Гузская степь тянется далеко от пределов Хорасана в направлении с севера на запад (447)}.

Внутри этой пустыни есть пески. Они начинаются от области Балха, идут к югу от Джейхуна и тянутся до Хорезмского моря. Есть места, где в ширину эти пески в один переход, а есть места — в 7 переходов" (450, л. 12; 670, с. 55).

Приведенные сведения позволяют думать, что Огузской пустыней назывались степи Северного Прикаспия, Центральные, Заунгузские, Юго-Восточные Каракумы и Приаральские Кизылкумы.

В X в. большинство огузских племен кочевало в степях вокруг Аральского и Каспийского морей (611, с. 14; 670, с. 235, 238). Масуди отмечает, что в пустынях у Хазарского моря находятся многие из кочевьев гузов (265, с. 166; 630, с. 60). Огузские кочевья и укрепленные ставки были разбросаны и к западу от Арала. Географические атласы X в. помещают огузов на северном и восточном побережьях Каспийского моря (654). Пределы огузских земель начинаются от Джурджана и Астрабада и тянутся на запад до страны хазар (679, IV; 406, л. 95). Севернее Каспийского моря на этих же атласах указаны горы под названием Сияхкух {Йакут и Абу-л-Фида указывают, что Сияхкух означает "Черная гора" (265, с. 424; 582, II, с. 326). Средневековые источники наряду с Сияхкухскими горами указывают на одноименный остров в Каспийском море (582; 617; 654; 787; 796)}.

В "Худуд ал-алам" говорится о расселении на Сияхкухе "группы тюрок из огузов" (450, л. 5; 680, с. 60). Огузские "убежища", находившиеся в горах Сияхкуха, отмечены и на карте Идриси {Изображение этого горного хребта на атласах Идриси свидетельствует, однако, о плохом знании его составителем прикаспийской орографии}.

В исторической литературе ведутся споры о том, что понимать под названием Сияхкух (159; 160). Ряд исследователей отождествляет Сияхкух с полуостровом Мангышлак (502; 680). Это мнение, на наш взгляд, можно принять с некоторой поправкой. Географический атлас Истахри изображает Сияхкух в виде небольшого горного хребта на северном побережье Каспийского моря (658). Ибн Русте отмечает, что Сияхкухские горы лежат на западном побережье Хорезмского озера (628, с. 92). Некоторые более поздние авторы локализуют Сияхкух на северном побережье Каспийского моря {Анализ всех этих географических сведений о горном хребте Сияхкух, отличающихся большим разнобоем и противоречиями, на входит в нашу задачу. Отметим лишь, что в средневековье было распространено ошибочное представление, согласно которому Сияхкухские горы простираются от Абескуиа и Гиляма до Кавказского Дербента и Урала (337) }, но вместе с тем отмечают, что эти горы уклоняются с севера на запад (582, с. 44, 94). Судя по карте Истахри и свидетельству Ибн Русте, в X в. Сияхкухом назывались не только каменистые полупустыни Мангышлака, но и обрывистые чинки Устюрта. Очевидно, старое название "Черная гора" сохранилось в имени Мангышлакских Каратау.

Западные границы огузских становищ и крепостей достигали в X в. Южного Урала и Нижнего Поволжья. Огузы кочевали по Иргизу, в предгорьях Мугоджар, по Эмбе, Уралу, на берегах Аралсора, Уила. В районе Мугоджарского хребта располагались огузские крепости Нуджах и Бадагах. Между северо-восточными склонами Мугоджар и отрогами Южного Урала лежали небольшие крепости Даранда (Дендера) и Дарку. Городок Дарку, вероятно, был летней ставкой огузского "царя", но в нем постоянно обитало торговое и ремесленное население.
Расселение огузов на Эмбе и Урале подтверждается также известием Масуди. Он свидетельствует, что в Каспийское море впадают две реки под названием Черный и Белый Иртыш. "Между их устьями, — сообщает Масуди, — около десяти дней пути; на них расположены зимовки и летние кочевья кимаков и гузов" (265, с. 166). Белый и Черный Иртыш, о которых пишет Масуди, соответствуют Уралу и Эмбе (662, с. 101, 102; 680, с. 215).
Сведения о кочевании огузов на Урале приведены и в "Худуд ал-алам". Согласно данному источнику, в Атил несла свои воды река под названием Артуш (450, л. 10; .611, с. 46). Эта река, как показал В. Ф. Минорский, в действительности, соответствует нынешнему Уралу. Соединение Урала с Волгой объясняется неверным представлением о слиянии течения этих двух самостоятельных рек (680, с. 215—308).

Огузские племена в X в. кочевали и по некоторым притокам Урала. В пользу этого мнения говорит текст "Худуд ал-алам", где описывается река под названием Рас (450, л. 10; 611, с. 46). Под этим именем выступает Илек — правый приток реки Урал (680).

Кочевья огузов в X в. простирались от Урала до нижнего течения Волги. В "Худуд ал-алам" говорится, что к северу от Хазарского моря огузы достигали Атила: "Восточная (часть) области (гузов соприкасается) с Гузской пустыней и городами Мавераннахра, а южная также (соприкасается) с некоторыми (местами) этой (Гузской) пустыни. С другой (стороны этой области) — Хазарское море, а с юга и севера — река Атил" (450, л. 18; 611, с. 86). Расселение огузов в низовьях Волги отмечается и в географических трудах Истахри и Ибн Хаукала.

Средневековые мусульманские авторы не имели, однако, достаточно ясного представления о верховьях реки Атил (158, с. 113—117; 336, с. 26—27). Волга, по их мнению, брала свое начало в землях киргизов, протекала между страной кимаков, огузов и булгар. Река поворачивала затем на восток и, пройдя Русь, Булгарию и Буртасию, впадала в Каспийское море {Ибн ал-Варди полагал, что Волга течет из страны токуз-гузов, а Хамдуллах Казвини утверждает, будто истоки Атила находятся в землях киргизов, обитающих на Селенге (166, л. 61; 763, с. 204).}. Столь грубая ошибка была порождена тем, что арабо-персидские географы X в. полагали, будто в Атил впадает река, идущая далеко с востока, из страны кимаков и киргизов (135, с. 54—56). Несмотря на это, данные этих источников позволяют видеть, что огузы кочевали в Нижнем Поволжье.

Огузские племена, кочевавшие в X в. по Уралу и левому берегу Волги, граничили с башкирами и буртасами. Земли огузов соприкасались с башкирскими в предгорьях Южного Урала. Такой вывод можно сделать не только на основе анализа сочинения Идриси, но и более ранних средневековых географов. Ибн Русте, например, пишет, что башкиры подразделялись на две территориальные группы. Одна из них жила по соседству с печенегами, граничившими с Румом {Очевидно, под этими башкирами подразумеваются мадьяры, населявшие территорию современной Венгрии (772, с. 329)}, а другая обитала близ Волжской Булгарии. Эта восточная часть башкир находилась в политической зависимости от царя Булгарии (449, с. 105; ср. 370, с. 31). Аналогичные сведения приведены в "Ашкал ал-алам", где говорится, что башкиры живут "в конце (страны) гузов, позади страны Булгар" (562, с. 56).

В X в. на западных рубежах огузских земель обитали племена так называемых "внутренних башкир" {В средневековых персидских источниках они называются "басджирд-и даруни" или "басхрт-и андаруни" (670, с. 168; 562, с. 57)}. Ибн Фадлан отмечает башкир за рекой Багнади, вероятно, соответствующей нынешней Явынды (770, с. 147—156). Он сообщает о нападении башкир на караваны, шедшие через огузские земли в Волжскую Булгарию (98; 204; 208). Ибн Фадлан, как известно, проехал по кочевьям огузов, занимавших степи теперешнего Западного Казахстана (98, с. 246; 208, с. 24). Совокупность всех этих фактов свидетельствует о том, что в X в. огузские кочевья соприкасались с землями башкир Южного Урала. Это подтверждается также материалами курганных захоронений IX—X вв. из Южной Башкирии и бассейна реки Урал (240; 376).


В X в. западно-огузские племена граничили не только с башкирами, но и с хазарами и буртасами. Согласно "Худуд ал-алам" огузы жили к югу от страны буртасов. К западу от страны буртасов протекала река Атил, а к северу обитали печенеги. В этом же источнике отмечается, что "Гузская пустыня" достигает пределов Волжской Булгарии (450, с. 12—37; 611, с. 55, 194). Свидетельство "Худуд ал-алам" подтверждается текстом Истахри, который пишет, что одна из групп буртасов живет в "конце (страны) гузов" (658, с. 96—97). В рассматриваемую пору основная масса буртасов обитала в Волго-Окском междуречье (118; 366; 469). Однако некоторые группы буртасов жили и юго-восточнее среднего течения Волги (505). В свете этих историко-географических данных становится очевидным, что огузы граничили с буртасами, обитавшими в Поволжье.

Из книги С.Агаджанова "Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX—ХIII вв."

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ТУРКМЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВО С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

ТУРКМЕНСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ