ОГУЗЫ И КИЕВСКАЯ РУСЬ

О.Гундогдыев

В ВОСТОЧНУЮ и Центральную Европу на протяжении 2 тысяч лет переселялись тюркоязычные племена гуннов, аваров, болгар, печенегов, кыпчаков, огузов, татар и др. Этим переселениям не всегда уделялось должное внимание.

В данный момент речь пойдет о миграции большой группировки огузов в Вос¬точную Европу.

Эту группировку мы условно назвали «северной». Собственно, огузы известны были в Европе уже в VII в., когда находились в составе государства хазар. Но наибольшую активность они начинают проявлять в 1Х в., с выделением из их общей массы печенегов. Оторвавшись от государства Сырдарьинских огузов, печенеги стали на границах Хазарского каганата формиро¬вать племенной союз [Гундогдыев 1955]. В то же время упоминаются и другие огу- зы, жившие близ границ Хазарии и не вхо¬дившие в состав Огузского государства. Они занимали огромное пространство от Арала до Каспия, называвшееся «степью гузов» [Гундогдыев 1995].

Хазарский каган не желал допускать усиления печенегов (бечене), часть кото¬рых подчинялась ему ранее. Он заклю¬чил с огузами военный союз в надежде разгромить совместными силами новых противников. О том, что случилось далее, повествует византийский император Кон¬стантин Багрянородный в трактате «Об управлении государством», написанном им в 948 г.: «... Печенеги первоначаль¬но имели место жительства на реке Ати- ле (Волге. - О.Г.), а также на реке Гейхе (Урал), имея соседями хазар и так назы¬ваемых узов (огузов). Пятьдесят лет тому назад узы, войдя в сношение с хазарами и вступив в войну с печенегами, одержали верх, изгнали их из собственной страны, ее заняли до сего дня так называемые узы» [Ахинжанов 1989].

Таким образом, результат превзошел ожидания. Огузы в 898 г. разгромили пе¬ченегов, чего и добивался хазарский каган. Но далее события развивались совсем по- другому.

Огузы прогнали печенегов из их земель и вплотную подошли к границам Хазар¬ского каганата. Хазары же оказались в со¬седстве с еще более опасным и сильным врагом.

Печенеги ушли на запад. И первыми, кто ощутил их удар, были мадьяры (вен¬гры), обитавшие в междуречье Днестра и Днепра. Болгарский царь Симеон был ак¬тивным помощником печенегов, ибо же¬лал уничтожения мадьяр. Зажатые с двух сторон, последние двинулись в Подуна- вье. Добившись победы, они поселились в Паннонии. Печенеги стали хозяевами при¬днепровских, донецких и донских степей [Гундогдыев 1998, 34].

В 915 г. печенеги впервые появляют¬ся на Руси: «Придоша печенези первое на Русскую землю и, сотвориша мир с Игорем, идоша к Дунаю» [Гундогдыев 1998, 35].

Константин Багрянородный делил пе¬ченегов на восемь колен, которые, в свою очередь, распадались на две части. От Дне¬пра до Волги были расположены роды Цур (Куарцицур-мат - Бора Толмач), Цопон (Вулацопон - Булла Чопон). Остальные четыре рода - непосредственные соседи Руси и Болгарии: Хопон (Гиазихопон - Йазы Гопон), Гила (Хавукингила - Кабуг- шын Йула), Харавои (Кара Бай), Иртим (Иавдиертим - Иабды Эртим) [Плетнева 1990, 13].

В том же 915 г. киевский князь Игорь заключил с печенегами договор о ненапа¬дении. После же провала похода русов на Византию, где греки подожгли корабли ки¬евлян, Игорь уже обращается к печенегам за помощью. Собрав огромное войско, ки¬евский князь пошел на Византию. Болгары послали императору весть: «Идут русские и наняли с собой печенегов» [Повесть вре¬менных лет 1985, 5].

Император срочно отправил к Игорю послов с готовностью уплатить дань, а к печенегам послал много даров и золота. Византия старалась жить в мире с пече¬негами. Константин Багрянородный пи¬сал: «Когда император ромейский живет в мире с печенегами, то ни русы, ни турки (венгры. - О.Г.) не могут совершить вра¬жеские нападения на ромейскую державу» [Сахаров 1991, 158]. Киевские князья так¬же старались иметь их только союзника¬ми, ибо печенеги, по словам Ибн Хаукаля, «шип русийцев и их сила» [Сахаров 1991, 1591

При князе Святославе Киевская Русь значительно расширила свои владения. Но еще существовала Хазария, которая не давала русам выйти к Каспийскому морю. Поэтому Святослав берет себе в союзни¬ки старых врагов хазар - печенегов и огу- зов. В 964-965 гг. союзники одновременно выступили на хазар. Печенеги и киевская дружина шли с запада, огузы - с Урала. У Итиля (Волги) войска соединились и ударили на Хазарию. Грозная в прошлом держава лишилась многих земель, утеряла контроль над караванным путями. Огузы подошли вплотную к границам печенегов [Гумилев 1992, 44]. Печенеги и огузы не раз еще выступали союзниками русов. На¬пример, в 985 г. они с князем Владимиром разбили волжских булгар, а затем добили хазар. Тогда же в русских летописях впер¬вые появляется название «торки» - так на¬зывали только огузов. Но почему именно в Х в. всплывает это название? Видимо. огузские племена уже вплотную подошли к границам Киевской Руси. Передвижения кочевых тюркских племен были вызваны объективными причинами. По мнению Л.Н. Гумилева, до Х в. силы в степях между тюркскими племенами были равны, каж¬дый кочевал на своей территории, но ког¬да «в Х в. жестокая вековая засуха пораз¬ила степную зону, то гузы (огузы. - О. Г) и канглы (печенеги. - О.Г.), обитавшие в приаральских сухих степях, пострадали от нее гораздо больше, чем куманы (кыпча- ки. - О.Г.), жившие в предгорьях Алтая» [Гумилев 1993, 301].

Часть приаральских огузов, не выдер¬жав натиска кыпчаков, продвигается в бо¬лее западные степи. Но здесь им пришлось вести борьбу со своими прикаспийскими сородичами, которые приняли ислам. Ав¬тор Х11 в. Шараф ат-Тахир ал-Марвази писал: «После того как гузы сделались соседями областей ислама, часть их при¬няла ислам и стала называться туркмена¬ми. Между ними и теми гузами, которые не приняли ислам, началась вражда. Чис¬ло мусульман среди гузов умножилось, а положение ислама у них улучшилось. Мусульмане взяли верх над неверными, вытеснили их из Хорезма в сторону посе¬лений печенегов» [Гумилев, Тысячелетие вокруг Каспия].

Эти «неверные гузы», т.е. огузы-языч- ники, и есть «торки» русских летописей. Огузские племена все прибывали, тесня печенегов. Примерно в 30-х гг. Х1 в. про¬изошло второе крупное сражение между ними в причерноморских степях, после чего печенеги оказались раздавленными новым потоком кочевников. Все Север¬ное Причерноморье подчинилось огузам. Азовское море стало называться Гузским морем. В 40-х гг. из степей Азии прибыли новые огузские племена, вернее их остат¬ки. Зажатые с двух сторон - кыпчаками и огузами-мусульманами, они искали спасе¬ния в европейских степях. По времени их прибытие совпадает с событиями, проис¬ходящими в Туркменистане.

В 1040 г. великий сельджукид Тогрул- бек из огузского племени кынык в реша¬ющем сражении при Денданакане разбил войско Газневидов. Этот год считается годом рождения государства Великих Сельджуков. Укрепив свое положение, Сельджукиды добивают огузов-язычников, которые ранее составляли государство Огузских ябгу. Туркмены-мусульмане, по словам ал-Марвази, «распространились в странах ислама», где они стали «прави¬телями и султанами» [Жирмунский 1962, 184].

Не подчинившиеся династии Сельджукидов огузские роды вынуждены были ис¬кать спасения в других местах. Отдельные орды появились на южной границе Руси. В 1049 г. огузы вошли в непосредствен¬ное соприкосновение с Русью. С 1055-го по 1060 г. произошла целая серия битв между Русью и огузами за обладание евра¬зийскими степями. Часть огузов в 1064 г. переправилась через Дунай, прошла вой¬ной по Македонии и Фракии и подошла к Константинополю. Получив большую дань от греков, северные огузы отошли от столицы Византийской империи [Гумилев, Тысячелетие вокруг Каспия, 217].

Узы, как их называли византийские ис¬точники, перекочевали в балканские про¬винции империи. Начавшиеся эпидемии, а вскоре и нападения болгар почти уничто¬жили эту группировку. Уцелевшая часть огузов была расселена императором в Ма¬кедонии, а в самой византийской армии по¬являются конные отряды огузов. Отдель¬ные огузские военачальники занимали в Византии высокие государственные посты [Расовский 1933, 9]. Та же часть огузов, которая осталась в евразийский степях, вскоре поселилась в Киевском и Волын¬ском княжествах. Но Д.А. Расовский счи¬тал, что самые ранние огузские поселки существовали уже за сто лет до этих со¬бытий в Ростово-Суздальской земле. Хотя в письменных источниках данных не име¬ется, он настаивает на этом, аргументируя свои выводы следующим: «Но за большую их древность говорит то обстоятельство, что когда южная Русь еще не знала Торков, когда в Приднепровье кочевали еще Пе¬ченеги, Русь северо-восточная уже имела дело с Торками, которые, на своем пути с востока, впервые соприкоснулись с Русью в Поволжье, и лишь семьдесят лет спустя подошли к Приднепровью» [Расовский 1933, 10].

Огузы стали играть большую военную и политическую роль в Киевской Руси. Рус¬ские летописи их упоминали под именем торков в следующих годах: 
985, 1054, 1055,
1060, 1080, 1093, 1095, 1097, 1098, 1105, 
1116, 1121, 1125, 1126, 1151, 1154, 1159,
1160, 1161, 1162, 1169, 1170, 1171, 1172,
1173, 1190, 1235 [Погодин 1856, 193].

Летописи приводят и племенные их названия: печенеги (об этом уже говори¬лось), берендеи (огузское племя баяндыр), каепичи (огузское племя кай оба), ковуи (огузское племя кайы), боуты (огузское племя баят); а также отдельные родовые названия: бастии, турпеи, шелбиры, реву- гы, ольберы, татраны [Гундогдыев 1995а].

Когда в 50-х гг. Х! в. кыпчаки усилили свой натиск в евразийских степях, раз¬розненные огузские племена ушли на Русь. Причем они не только расселились в Киевском и Волынском княжествах, но и в Ростовском, Владимиро-Суздальском, Черниговском и Переяславском.

Крупнейшая группировка осела в По- росье (Киевское княжество) - местности между правым притоком Днепра - речкой Рось на юге и рекой Стугна на севере. Там стали строиться укрепленные поселения.

В 1085 г. впервые появляется упоминание об огузском городе Торческе. Он суще¬ствовал вплоть до ХШ в. и был третьим по величине городом в Киевском княжестве (около 90 га). Во 2-й пол. Х11 в. там даже был основан княжеский стол [Куза 1985, 56-59].

Огузы стали своеобразным щитом Древнерусского государства, преграждаю¬щим путь кыпчакам. В 1093 г. они основ¬ной удар приняли на себя. Тогда Торческ был подожжен и погибло очень много лю¬дей. Русские летописи скорбят по этому поводу, огузы уже воспринимаются как полноправные граждане государства [Гун- догдыев 2001, 51]. В 1097 г. баяндыры и печенеги выступили на стороне русских князей в борьбе с ляхами (поляками) [Ра- дзивилловская летопись 1989, 92-93].

В 1116 г. (в других летописях - 1114 г.) произошла кровопролитная битва у Дона, после чего донские огузы вынуждены были подойти к границам Руси. Однако на Руси новых пришельцев не приняли. Летописи указывают, что это были баян- дыры (берендеи) и печенеги. По данным венгерских источников, эти огузские всад¬ники, пройдя через Карпаты, очутились на территориях Чехии, Словакии, Венгрии. Их роль в политической жизни этих госу¬дарств огромна. Так, венгерский князь Ток- сон отдал в управление двум печенежским ханам-братьям город Пешт, а печенежский хан Мог занимал высшую должность в Венгрии - палатина и бачского верховного жупана [Гундогдыев 1995].

О большой роли огузских племен в вы¬шеназванных странах говорит целый ряд связанных с ними топонимов (Словакия, Чехия, Угрия - Венгрия): селение Бесне, деревни Беренсбукос (Буковец) и Берен- ксвария (Мыявский округ), село Беренчер- на (Ровенско), замок Беренч (1297), став¬ший в 1401 г. королевским замком и про¬существовавший до Х1Х в.; на реке Нитре существовало четыре деревни Беренч: Бе- ренч (до наших дней), Большой и Малый Беренч (1435 г.) и Нижний Беренч (1287); большая местность Бренчу (1156 г.), мест¬ность Беренч (1244 г.) в районе Бебравы и Нитрицы, деревня Пренчов под Рудными горами, а также в Крупинском округе (Че¬хия) и Хотанском округе (Венгрия) - око¬ло 30 названий баяндыров и печегенов, подтвержденных грамотами. Всего же приводится около 200 названий деревень, замков, местностей, связанных с именами огузских племен [Расовский 1933, 19-42].

Те огузы, которые проживали на Руси, - баяндыры, печенеги, кайы, баят и др., - поняли, что, для того чтобы вы¬жить, им нужно объединиться. Объеди¬няющую роль сыграло племя баяндыр. Новое объединение племен стало имено¬ваться «каракалпак», или, как их называли русские летописи, «черные клобуки». Это название впервые упоминается в 1146 г. [Плетнева 1973, 24].

Черные клобуки были активными по¬мощниками киевских князей. С 1146-го по 1202 г. их имя не сходит со страниц лето¬писей. Они участвовали не только в битвах за Русь с внешними врагами, но и в кня¬жеских междоусобицах. Они наряду с ки¬евлянами скидывали неудобных им князей с престола и сажали на княжение нужных им правителей. Как пишет О. Сулейменов, огузы «очень влиятельны в Киеве в Х11 в. Участвуют в киевском вече, наравне с рус¬ским населением избирают князя. Их мне¬ние в выборе князя постоянно подчеркива¬ется летописью» [Сулейменов 1990, 493]. Огузы не были наемниками, они «хотят за службу не денег, как того требовали варяги у новгородцев, но города для жительства (бенефицию)» [Сулейменов 1990, 491].

Огузы на равных правах с киевлянами проживали на Руси. Естественно, будучи прекрасными воинами, они поступали в дружины киевских князей, а их военачаль¬ники, как самые обыкновенные русские удельные князья-феодалы, требовали себе вотчину.

Так вот, эти «огузо-русские» ханы не захотели иметь на киевском престоле Ольговичей. После смерти Всеволода в Ки¬еве стал княжить Игорь - дядя Изяслава. Огузы же хотели возвести на трон внука Мономаха - Изяслава. Причем с огузами были солидарны сами киевляне. Изяслав выступил в поход. Навстречу ему вышел Игорь с дружиной. Изяславу пришлось бы туго, если бы в ответственный момент в тыл Игорю не ударили торки. В борь-бу между Изяславом и Игорем вмешался суздальский князь Юрий (брат Игоря), прозванный Долгоруким. Но силы Изя- слава росли. В 1150 г. к Изяславу приехали «все черные клобуки» со своими полками [Плетнева 1990, 77]. Князь обрадовался этому событию и сказал: «Лишь бы толь¬ко соединиться нам с Черными клобуками, так уж некого бояться будет» [Погодин 1856, 204].

Только при помощи огузов Изяслав в том году сел княжить в Киеве. Среди его помощников особенно выделялись баян- дыры и турпеи. Два раза после этого Изя- слав оставлял Киев, потому что Юрий Долгорукий с большой армией вместе с половцами (кыпчаками) пытался захва¬тить княжество.

Обратившись за помощью к венгер¬скому королю, с 10 тысячами венгерских всадников и верными огузскими воинами Изяслав выступил в поход на Киев и с ходу его взял. В его письме на имя венгерского короля, кроме выражения слов благодар¬ности, есть следующие слове: «Бог нам поборник, народ и Черные Клобуки дру¬зья» [Карамзин 1988, 149].

В 1151 г. Юрий с суздальской дружиной, князья черниговские (Ольговичи) с дружи¬ной, а также кыпчаки выступили объеди¬ненным войском в поход на Киев. Огузы не пустили Изяслава на битву, а решили идти под главенством его брата Владимира. Они мужественно приняли весь удар на себя. Отправив свои семьи и скот к стенам Ки¬ева, черные клобуки всем войском ударили по противнику. Первыми не выдержали на¬тиска суздальцы, за ними побежали черни¬говцы и кыпчаки [Карамзин 1988, 151].

В следующем 1152 году Изяслав от¬ряжает своего сына Мстислава с баянды- рами, печенегами и др. на половцев. Они разбили половцев, освободив многих пленных. В том же году Изяслав только с баяндырами разбил войско княжества Га¬лицкого [Карамзин 1988, 149].

В 1153 г. Мстислав дважды ходил с ба- яндырами и печенегами на кыпчаков. В первый раз кыпчаки были разбиты у бере¬гов Орели и Самары, второй раз - на бере¬гу Псла [Карамзин 1988, 157]. 

13 ноября 1154 г. скончался Великий князь Киевский Изяслав. Его очень лю¬били не только русские, но и огузы: «И плакала по нем вся Русская земля, и все Черные Клобуки, как по Царе и Господине своем, и больше того как по отцу» [Карам¬зин 1988, 149].

В 1155 г. князем Киева стал Юрий Дол¬горукий. «Юрий же, - рассказывает ле¬топись, - пришел, сел в Киеве в лето 663 (1155 г.), а сын его Андрей - в Вышгороде, а Борис - в Турове, а Глеб - в Переяслав¬ле, а Василько - в Поросье. Той же весной Берендее и побили Половцев в Поросье» [Летописный свод... 1963, 32-33].

Самое главное, следует обратить вни¬мание на то, что Поросье стоит в одном ряду с другими княжествами и туда был направлен удельный князь. Это свидетель¬ствует о том, что союз огузов стал настоль¬ко сильным, а их города и поселения так умножились, что можно говорить о соз¬дании огузского автономного княжества на территории Древней Руси со столицей городом Торческом. И оно было одним из самых военизированных княжеств в Ки¬евский Руси. Ни одно крупное военно-по¬литическое событие не решалось без их участия. (На это) указывает и следующий факт. Когда в 1167 г. киевские бояре при¬звали Владимира на княжеский престол, то он, несмотря на то что его призвали киевляне, поехал сначала к баяндырам, чтобы спросить их разрешения. Но огузы пустили в его свиту стрелы, и Владимир бежал, даже не пытаясь войти в Киев [Ле¬тописный свод. 1963, 36].

К 1170 г. престиж Киева пошатнулся. В Древней Руси главную роль стало играть Владимиро-Суздальское княжество. В 1172 г. сын Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский посадил на киевский престол своего младшего брата Михаила, который был князем Торческа. Эту новость хорошо восприняли огузы, ибо их князь стал Ве¬ликим князем. Примечательно, что, будучи Великим князем, Михаил продолжал жить в Торческе под охраной огузов [Карамзин 1988, 11-12, 25].

Огузское княжество просуществовало на Руси вплоть до монгольского наше¬ствия. Интересно, что в 90-х гг. Х11 в. в Торческе княжил Ростислав Рюрикович, рожденный от матери-половчанки. Он от¬лично знал тюркский язык. Так как дне¬провские кыпчаки были родственниками Ростислава, то он ни разу не организовы¬вал походов на них. Зато известны его мол¬ниеносные удары на лукоморских кыпча- ков в 1190, 1192, 1193 гг. вместе с огузами [Плетнева 1990, 152]. Киевские летописцы до того много уделяли внимания огузам и Ростиславу, что его отец Великий князь Рюрик «иногда бывает заслонен этим тор- ческим боярством и собственным сыном» [Рыбаков 1972, 146].

Огузские ханы и беки, а также про¬славленные воины не раз приглашались в Киев на княжеские пиры. Их с подарками провожал сам Великий князь. Эти ханы были опорой и защитниками киевско¬го государства. Летописные сведения об огузских племенах прекращаются в конце ХТТ - начале Х111 в. В 1169 г. в последний раз говорится о печенегах, в 1202 г. - о черных клобуках, в 1206 г. - о берендеях, а в 1235 г. - о торках [Расовский 1933, 62].

«Если бы существовал в ХТТ веке тер¬мин «русский патриот», - пишет О. Сулей- менов, - то относился бы он прежде всего к патриоту Киевского княжества. Такими были и киевские бояре, и черные клобу¬ки, торки и берендеи. Русские ХТТ века не могли быть расистами: слишком тесны были кровные, культурные и политические связи с тюрками. Русь срослась с Полем» [С

улейменов 1990, 459-4б0].

Другой автор, известный историк М.И. Артамонов, вообще сделал замеча¬тельный вывод. Он говорил об объедине¬нии «гузов и славян вокруг золотого стола Киевского, а это объединение, в свою оче¬редь, создало возможность и перспективу для бурного роста не только русской госу¬дарственности, но и древнерусской куль¬туры» [Артамонов 1962, 458].

В 1240 г. Киев захватили монголы. Мно¬гие огузские племена вошли в состав Золо¬той Орды, где кыпчаки возглавляли правое крыло, а огузы - левое. Те огузы, которые не вошли непосредственно в Монгольское ханство, впоследствии стали называться казаками [Гундогдыев 1996, 17-18]. 

ЛИТЕРАТУРА

Артамонов М.И. История хазар. Ленинград, 1962.
Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Москва, 1992.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Москва, 1993.
Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. Москва, Б.Г.
Гундогдыев О.А. Печенеги // Вечерний Ашгабат, 20 ноября 1995.
Гундогдыев О.А. Огузы в Древней Руси // Вечерний Ашгабат, 20 октября 1995а. Гундогдыев О.А. Казаки // Политический собеседник. № 7. Ашхабад, 1996. Гундогдыев О.А. Печенежское государственное объединение // Туркмен тарыхында девлет меселеси (гадымыет ве орта асырлар). Истанбул, 1998.
Гундогдыев О.А. Огузы, туркмены и Россия. Ашхабад, 2001.
Жирмунский В.М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» // Книга моего деда Коркута (огузский героический эпос). Москва - Ленинград, 1962.
Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. первая. Т. II. Москва, 1988. Куза А.В. Древнерусские поселения // Древняя Русь (город, замок, село). Москва, 1985. Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись) // Полное собрание русских летописей. Т. 28. Москва - Ленинград, 1963.
Плетнева С.А. Древности Черных Клобуков. Москва, 1973.
Плетнева С.А. Половцы. Москва, 1990.
Повесть временных лет // Хрестоматия по древнерусской литературе. Москва, 1985. Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. Т. 5. Санкт-
Петербург, 1856.
Радзивилловская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 38. Ленин¬град, 1989.
Расовский Д.А. Печенеги, Торки и Берендеи на Руси и в Угрии // Семинариум кон- даковианум. № VI. Прага, 1933.
РыбаковБ.А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». Москва, 1972. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. Москва, 1991.
Сулейменов О. Аз и Я. Алма-Ата,

Comments

Popular posts from this blog

ХОРЕЗМ – ДРЕВНЯЯ СТРАНА ТУРКМЕН

ХОРЕЗМИЙЦЫ – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ТУРКМЕН

OGHUZ TURKS, TURCOMAN AND TURKMEN